Интернет стал неотъемлемой частью социальной ситуации развития подростков. Опрос Фонда развития Интернета, проведенный в Москве, показал, что не пользуются Интернетом около 1–2 % опрошенных школьников [15]. Аналогичный опрос был проведен в разных населенных пунктах России. Он показал, что каждый восьмой российский подросток (в возрасте 14–17 лет) отвечает, что он «живет в Интернете». Авторы исследования отмечают, что по данным ВЦИОМ и ФОМ только треть взрослого населения России пользуется Интернетом, в то время как из опрошенных ими подростков Интернетом пользуются 90 % [16]. В данной статье мы затронем вопросы, связанные с Интернетом как ресурсом для решения задач подросткового возраста.

Опираясь на работы Э. Эриксона [20], Л.С. Выготского [3], Л.И. Божович [1], Д.Б. Эльконина [19], В.В. Давыдова [6], Л.Ф. Обуховой [13], Г.А. Цукерман [18], О.И. Глазуновой [4] и других исследователей, мы выделили две группы задач подросткового возраста:

  • задачи, связанные с формированием самосознания: синтез непротиворечивого образа себя; обретение, поддержание и развитие интересов; формулирование норм и ценностей; формирование избирательности в общении и работе с информацией; построение примерного видения своего жизненного пути в обществе (выбор вуза, профессии);
  • задачи, связанные с освоением социального окружения: формирование рефлексии; ориентация в основаниях суждений и поступков собеседников, осознание разнородности социального пространства; формирование групповой идентичности, освоение разных ролей в группе; выстраивание ответственных и доверительных отношений с людьми.

Чем подростки занимаются в Интернете?

В 2004 г. в США E.F. Gross на выборке, состоящей из семиклассников и десятиклассников (261 человек), провел исследование, направленное на проверку широко распространенных в то время представлений о том, как подростки используют Интернет. Автор исследования проверял следующие гипотезы:

1) мальчики проводят больше времени в Интернете, чем девочки;

2) мальчики проводят время в Интернете, играя в жестокие компьютерные игры, а девочки преимущественно ведут онлайн беседы и совершают покупки;

3) использование Интернета становится причиной социальной изоляции и депрессии;

4) подростки используют Интернет для анонимного ролевого экспериментирования. Ни одна из гипотез не подтвердилась [26].

Таким образом, по-прежнему актуальна необходимость проверки складывающихся в обществе представлений о том, что подростки делают в Интернете, и о том, как это влияет на их развитие. Для того чтобы подростки использовали возможности, которые предоставляет Интернет, должны быть созданы специальные условия: подростки сами по себе не занимаются в Интернете социально-ролевым экспериментированием.

Исследование, проведенное на выборке турецких подростков, выявило различия в том, как пользуются Интернетом мальчики и девочки [23]. Расхождение результатов исследований, проведенных в США и в Турции, позволяет предположить, что социальный и культурный контекст жизни подростков влияет на особенности их поведения в Интернете.

Рассмотрим несколько исследований, посвященных изучению знакомств и общения подростков в Интернете.

Более склонны к знакомствам в Интернете с целью построения близких отношений те подростки, у которых наблюдаются в высокой степени конфликтные отношения с родителями [37]. Результаты данного исследования показывают, что поведение подростка в Интернете связано с тем, в какой социальной ситуации развития он находится в реальности.

Группа американских исследователей проанализировала содержание бесед участников подростковых чатов. Оказалось, что в немодерируемых чатах (в чатах, в которых нет людей, следящих за соблюдением правил общения) более часто, чем в модерируемых, возникают высказывания, основанные на утверждении расового и национального неравенства, следовательно, заключают авторы, при отсутствии социального контроля более вероятно возникновение негативных внутригрупповых отношений [35]. Результаты этого исследования подчеркивают важность создания специальных модерируемых взрослыми онлайн площадок для общения подростков, поиска механизмов борьбы с антикультурными и антисоциальными площадками, доступ на которые для подростков открыт.

Многие школьники пользуются социальными сетями, общаются в чатах и на форумах, играют в сетевые компьютерные игры [12]. В этих средах общения велика вероятность встречи подростка с незнакомыми людьми. По данным американского исследования, участники молодежных чатов очень часто сталкиваются с исходящими от незнакомых собеседников предложениями сексуального характера [24]. Настораживает тот факт, что российские школьники, попадая в Интернете в неприятную ситуацию, часто не обращаются за помощью к взрослым [14]. Отдельного исследования требует вопрос, почему так происходит, поскольку обращение за помощью является важным ресурсом, который может обезопасить подростка от негативных последствий. Актуальность вопроса подтверждается исследованием Фонда развития Интернета: около половины опрошенных подростков встречались в реальности с людьми, с которыми познакомились в Интернете [15].

Исследуется восприятие подростками Интернета [32]. Российские школьники в возрасте 16–17 лет более амбивалентно относятся к Интернету, чем школьники в возрасте 14–15 лет, что, по мнению авторов исследования, свидетельствует о том, что подростки в возрасте 16–17 лет более реалистично представляют себе риски, которые таит в себе Интернет [15].

Изучаются особенности Интернет-общения в сравнении с очным общением и общением по телефону [31; 33]. Интернет-общение, являясь опосредованным, позволяет преодолеть «социальную тревожность» [21].

 

Новые психологические феномены

Застенчивые подростки более активно выражают негативные эмоции при общении он-лайн, чем незастенчивые, что, по мнению исследователей, может быть одной из причин их чувства одиночества [28].

Общение в чате требует от подростка – участника беседы особого умения выделять из общего потока письменных сообщений только те, которые относятся к его беседе, в то время как в визуальном пространстве параллельно протекает несколько других, не относящихся к нему, бесед [25].

Возможность создать свой аккаунт в социальной сети играет важную роль в построении своей идентичности представителями современной молодежи [30]. А.Е. Войскунский пишет, что Интернет породил две общности: хакеров и геймеров. Автор отмечает, что детям и подросткам необходим особый тренинг, обучающий их соблюдению этических норм в условиях работы в Интернете [2]. P.M. Greenfield отмечает, что подростки в Интернете создают свои социальные и культурные миры [24].

Осуществляется поиск подходов к изучению технологических зависимостей [7]. Широко исследуется Интернет-зависимость как новый психологический феномен [8, 36]. Существует предположение, что в основу программ профилактики компьютерной зависимости должно быть положено обучение подростков выстраиванию конструктивного взаимодействия со сверстниками и построению ими реалистичной самооценки [9].

Изменились внешние проявления психологического неблагополучия у подростков: если раньше оно выражалось во внешней конфликтности, то сейчас – в дистанцировании подростка от окружения и «уходе» в Интернет. Основным направлением работы с такими подростками должна стать интеграция их в общество [11; 17].

Развивающие возможности Интернета

В России Лига безопасного Интернета призвана создавать «белые списки» рекомендованных детям и подросткам сайтов, способствовать уничтожению вредного контента Сети, создавать общественные механизмы обеспечения безопасности Интернета. Лига также ставит перед собой задачи повышения медиа-компетентности пользователей Сети [5]. В течение пяти лет в России реализуется инициатива составления Белого списка сайтов, основным механизмом создания которого является конкурс «Позитивный контент», в котором побеждают безопасные и полезные для детей и подростков веб-сайты. Существуют списки веб-сайтов, в которых указаны полезные Интернет-ресурсы, однако нет инструмента, позволяющего ориентироваться в этом огромном массиве веб-сайтов, опираясь на их развивающий потенциал. Для создания подобного инструмента необходимо разработать критерии Интернет-ресурсов с точки зрения предоставляемых ими возможностей для решения подростками задач возраста.

Интернет стал еще одной сферой, по отношению к которой требуется выработка позиции родителей: каким образом и в какой мере нужно регулировать то, как пользуются дети Интернетом [29] ?

Создаются среды для поддержки подростков. Например, есть форум, на котором подростки могут получить анонимную консультацию по интересующим их вопросам. L.K. Suzuki и J.P. Calzo проанализировали запросы, которые были сформулированы подростками, и разделили их на три группы: вопросы про физическое, эмоциональное и социальное становление. Форум позволил подросткам получить поддержку в обсуждении таких значимых для них тем, как межличностные отношения и сексуальное здоровье [34]. Описан опыт создания виртуальных образовательных сред, в которых участники приобретают социальный опыт [27].

Исследуются возможности использования Интернет-общения для снятия нежелательных состояний [22]. Выделены три свойства Интернета, которые делают его ресурсной средой для общения: анонимность, возможность контролировать взаимодействие и возможность легко найти себе подобных людей [21].

В России существует практика устанавливания психологом контакта с подростками на сайтах компьютерных игр и социальных сетей, приглашения их к участию в проектах, которые призваны обеспечить подростку получение нового деятельностного и социального опыта [10].

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

  1. Для успешного решения подростками в Интернете задач возраста должны быть сконструированы специальные, ориентированные на это среды.
  2. С появлением Интернета развитие подростков стало более стихийным: в Интернете существует большое количество сообществ и сред общения, в которых никто не несет ответственности за то, какие нормы в них реализуются.
  3. Содержание деятельности и тип активности подростков в Интернете зависят от социального и культурного контекста, в котором они живут. Интернет как часть среды взросления подростка предъявляет новые требования к медиа-компетентности подростка и его ближайшего окружения.
  4. Важным ресурсом для благополучного развития подростка, сталкивающегося в Интернете с большим количеством коммуникативных и других рисков, является наличие человека, которому он доверяет, с которым он может посоветоваться в сложных ситуациях.

Перспектива исследования, на наш взгляд, связана с созданием Интернет-ресурсов, способствующих решению подростками возрастных задач, а также с картированием Интернета с точки зрения его развивающего потенциала.