Содействие в повышении профессиональных компетенций специалистам ДТД

Ежегодно Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организует обучение специалистов региональных служб Детского телефона доверия, направленное на совершенствование их навыков работы по актуальным тематикам консультирования детей и родителей.

1. По результатам конкурсного отбора в 2025 году обучение специалистов региональных служб детского телефона доверия обеспечат:

Обучение проводится в заочном формате с применением дистанционных технологий по блочно-модульным программам с учетом уровня профессиональных компетенций специалистов региональных служб детского телефона доверия.

Программа обучения включает учебные модули по оказанию экстренной психологической помощи по детскому телефону доверия детям и родителям по вопросам, связанным с:

  • детско-родительскими взаимоотношениями;
  • жестоким обращением с детьми;
  • созависимостью;
  • проблемами, связанными с травлей ребенка со стороны сверстников (буллинг, моббинг и др.);
  • проблемами интернет-угроз (троллинг, шантаж, вовлечение в деструктивные интернет-сообщества и пр.);
  • сексуальными посягательствами и сексуальным насилием в отношении ребенка;
  • суицидальным поведением и антивитальными переживаниями детей;
  • переживанием кризисных эмоциональных состояний (потеря близких, состояния горя, тревога, страхи);
  • проблемами, связанными со специальной военной операцией;
  • вопросами правонарушений ребенка (воровство, уход из дома, бродяжничество, делинкветное поведение и пр.), вовлечением в деструктивные организации;
  • аддиктивным поведением детей и подростков (химические, психологические зависимости);
  • проблемами здоровья ребенка (психические отклонения, соматические заболевания);
  • проблемами взаимоотношения полов, распада диады;
  • ранней беременностью, проблемой абортов.

2. В течение года для специалистов региональных служб Детского телефона доверия будет проведено 37 групповых дистанционных супервизий по наиболее актуальным тематикам консультирования  с использованием информационно-методического портала для специалистов Общероссийского детского телефона доверия.

С 18 февраля 2025 года по 12 декабря 2025 года Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организует обучающие занятия для специалистов региональных служб детского телефона доверия по оказанию психологической помощи лицам, оказавшимся в кризисных ситуациях и переживающих кризисные состояния в целях развития профессиональных компетенций специалистов региональных служб детского телефона доверия.

В ходе супервизий рассматриваются различные практические случаи, в том числе: работа со сложными категориями абонентов, суицидальное поведение абонентов, профессиональная позиция психолога-консультанта телефона доверия, проблема эмоционального выгорания специалистов, запросы, касающиеся детско-родительских взаимоотношений, буллинга, нарушения психологической безопасности образовательной среды и многие другие.

Супервизии проводятся специалистами ФГБОУ ВО МГППУ. Все супервизоры имеют большой практический опыт сопровождения специалистов служб детских телефонов доверия и хорошо знакомы с вопросами, возникающими в ежедневной практике.

В обучении ежегодно принимают участие более 400 специалистов служб детского телефона доверия из 85 субъектов Российской Федерации.

По итогам 1 квартала 2025 года проведено уже 6 супервизий, участие в которых приняли 39 специалистов региональных служб детского телефона доверия.

3. 16 мая 2025 года в преддверии Международного дня детского телефона доверия Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в партнерстве с Министерством социальной защиты Алтайского края провел семинар «Совершенствование профессионального мастерства через призму супервизорской деятельности», участниками которого стали более 500 специалистов.

Цель семинара – повышение эффективности супервизорской деятельности, формирование навыков поддержки консультантов и создание благоприятной рабочей среды в региональных командах детского телефона доверия.

Программа семинара включала исследование возникновения и развития супервизии, как процесса подготовки психологического сообщества, обзор основных моделей супервизии, разбор применения балинтовских групп и аналитической супервизии. Воронежская область представила анализ ситуаций, в которых дети и подростки стали жертвами телефонных мошенников, оказание им экстренной психологической помощи по телефону. Краснодарский край поделился опытом использования образов и сказочных сюжетов в телефонном консультировании детей и подростков в формате супервизии.

В завершение семинара рассмотрена проблема эмоционального выгорания консультантов региональных служб детского телефона доверия и способы формирования навыков саморегуляции.