В России явно недостаточно проводится иссле­дований по школьному насилию и буллингу в об­разовательных учреждениях, между тем, это явление присутствует в той или иной степени почти в каждом детском сообществе. Настал момент, когда необхо­димо обратить самое пристальное внимание на не­гативные взаимоотношения в детских группах, представляющие определенную опасность развитию детей: не только агрессоров и жертв, но и вольных и невольных зрителей.

Школьное насилие часто направлено на выдаю­щихся, одаренных детей, отличников, при этом акцент у одноклассников обычно делается не толь­ко на одаренности как даре, которого у них нет (по принципу банальной зависти), а на непохожести, инаковости «особенного» ребенка. Один из таких детей сказал: «Они высмеивают всех, кто чем-то отличается. Одаренные отличаются от остальных». Дети считают отдаленные последствия травли серьезными: «Иногда это полностью уничтожает человека».

Качественно иной характер имеет групповое насилие, связанное с определенным социально-воз­растным статусом, которое обозначается словом «хейзинг» как форма ритуала «прописки», схожая с криминальными сообществами несовершенно­летних; силовая возня, розыгрыши и грубые шутки, часто с применением унизительных или болезнен­ных испытаний. Иногда различают физический (телесный) и психический (символический) хейзинг.

Культурно-исторически хейзинг — своеобразный современный эквивалент древних обрядов перехо­да и инициации, связанных со вступлением в за­крытое мужское сообщество, будь то первобытный возрастной класс, студенческое братство или спор­тивная команда, а также принятых в молодежной среде отношений подшучивания. Хотя название это сравнительно недавнее, сам по себе феномен, со­четающий узаконенную форму группового насилия и способ установления внутригрупповой иерархии, очень стар. Он существует во многих школах-ин­тернатах, спортивных обществах и военных орга­низациях.

Некоторым участникам хейзинга он кажется сравнительно безобидной игрой. Но если вступле­ние в группу не является делом свободного выбора или если ее лидером оказывается человек с садист­скими наклонностями, игровые условно-ритуальные действия легко превращаются в самое настоящее групповое насилие, подобное армейской дедовщи­не, за которой скрываются эксплуатация и вымо­гательство. Во многих странах Западной Европы хейзинг законодательно запрещен, прежде всего в армии, сохраняется в криминальной среде и во многих вполне благополучных школах, колледжах и спортивных обществах Запада, для вступления в которые новичкам приходится проходить унизи­тельный ритуал «инициации».

Развитие инфокоммуникационных технологий привело к распространению такой изощренной формы насилия в детской среде, как кибербуллинг. Кибербуллинг — новейшая форма в проявлении школьного насилия, т.е. буллинг (травля, издева­тельства) с использованием электронных средств коммуникации: компьютера, сотового телефона, Интернета и пр. и повторяющийся неоднократно. Появился девиз, перефразированный из известно­го стихотворения К.И. Чуковского: «Не ходите, дети, в Интернет гулять».

Поскольку на многих мониторах компьютеров есть видеокамеры, дети-хулиганы «для прикола» скачивают фотографии и видео ребят из их ком­пьютеров без их ведома и затем используют в своих целях, даже для изготовления порнографической продукции с помощью фотошопа. Это могут быть и регулярные высказывания оскорбительного ха­рактера в адрес жертвы (много СМС-сообщений, постоянные звонки). Также делаются рассылки ложной информации от имени жертвы, пишутся язвительные комментарии к сетевому дневнику подростка, грубо оскорбив его родителей, от чего дети страдают не меньше, чем от оскорблений в их собственный адрес, — все эти практики используют изобретательные юные агрессоры, неплохо владе­ющие компьютерными технологиями.

Кибербуллинг состоит из множества методов для запугивания и травли своих потенциальных жертв:

  • анонимные угрозы — пересылка писем без подпи­си на электронный адрес своей потенциальной жертвы, в которых прописаны оскорбления, запугивания, часто с использованием ненор­мативной лексики;
  • преследование — долговременная частая рассылка своей потенциальной жертве через мобильную связь и электронную почту сообщений, а в даль­нейшем — шантажирование ее какими-либо фактами из ее же личной жизни;
  • использование личной информации — получение личной информации о потенциальной жертве через взлом ее электронной почты или странички в социальных сетях и использование для шанта­жирования или издевательств;
  • флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между агрессором и потенциальной жертвой (иногда агрессоров может быть несколько). Цель агрессора — унизить жертву и тем самым получить от этого удовольствие.

Еще одной «инновационной формой» киберна­силия является хеппислепинг (happy slapping — счаст­ливое хлопанье, радостное избиение). Название появилось после ряда случаев в метро Англии, ког­да подростки избивали случайных прохожих, а дру­гие люди или сами же подростки записывали видео на мобильные телефоны. Иногда такие случаи при­водили к летальным исходам, когда в роли жертв оказывались старики, больные, слабые. Видеоролики, в которых сняты реальные сцены избиения, разме­щаются на таких ресурсах, где их могут просматри­вать миллионы людей. Естественно, ролики в боль­шинстве случаев «заливаются» в сеть без согласия «жертвы». Все вышеизложенное требует особого внимания взрослых (педагогов, родителей, властных структур) к проблемам насилия в образовательном пространстве.

Виртуальная среда, в которой происходит кибербуллинг, позволяет агрессорам чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными за свои действия. Причем по части жестокости девочки не уступают мальчикам, а иногда превосходят их в изощренности. Для многих жертв кибербуллинг может завершиться психологическим ударом и даже суицидом. Анонимность — основной фактор, от­личающий кибербуллинг от обычного буллинга, осуществляемого в непосредственном контакте. Другие отличия проявляются в том, что кибербуллинг происходит вне школы, более скрыто и зачастую не позволяет видеть эмоциональные реакции жертвы.

Мотивацией к кибербуллингу могут выступать зависть к более успешному и талантливому, месть, необъяснимое чувство неприязни, борьба за власть в социальной группе, средство подчинения лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до садистических действий, по психологи­ческой сути1. Поводом к нападению может служить избыточный вес сверстника, недостатки внешности, ревнивые претензии на взаимность буллера в меж­половых отношениях, опубликованная частная пе­реписка и что угодно другое. Во многих случаях буллинг может быть немотивированным — школь­ники обрушивают свою агрессию на любого, кто покажется им подходящим объектом их атаки. Надо обладать необходимым для противостояния муже­ством, твердостью характера, независимостью, что­бы совладать с ситуацией кибернасилия.

По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России 23% пользующихся Интернетом детей в возрасте 9—16 лет становились жертвами кибербуллинга онлайн. Схожие данные получены в среднем по 25 странам Европы (19%). Пятая часть российских детей подвергается обидам и унижени­ям либо каждый день, либо 1—2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11—12 лет: почти треть детей этой возрастной груп­пы становится жертвой кибербуллинга.

В европейских странах дети подвергаются кибербуллингу в среднем в два раза реже. Во многом, как и в случае с риском онлайн-знакомств, это связано с тем, что в Европе и США уже много лет в школах работают программы обучения, позволя­ющие существенно повысить навыки безопасного пользования Интернетом.

Справляться с трудными онлайн-ситуациями кибербуллинга дети предпочитают с помощью ак­тивного поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки, прежде всего, у друзей. Только каждый пятый родитель был осведомлен о кибернападении на его ребенка. Очень мало кто из детей обращается за помощью к учителям или специ­алистам. Во многих странах принимаются меры по борьбе с буллингом и кибербуллингом на уровне государственной политики (программы по предот­вращению столкновения с цифровыми рисками, информационные кампании, обучение преподава­телей). В некоторых странах, например в Канаде, приняты законы в отношении кибербуллинга в школьной среде. Во Франции с подачи Министерства образования совместно с рядом общественных ор­ганизаций школьные учреждения получают инфор­мацию и рекомендации по предотвращению кибербуллинга. Одновременно интернет-компании раз­вивают механизмы саморегулирования, с помощью которых пользователи могут пожаловаться на не­приемлемый, в том числе агрессивный, контент.

В России известный оператор МТС реализует федеральную образовательную программу «Дети в Интернете» при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства обра­зования и науки РФ, Лиги безопасного Интернета и ряда других партнеров по повышению безопас­ности пользования детьми Интернетом. В рамках программы в регионах РФ запущены сервисы «Родительский контроль» и «Антивирус», иниции­руется серия интерактивных образовательных ме­роприятий для школьников, а также целый комплекс мероприятий: интерактивные тематические выстав­ки на базе ведущих музеев и библиотек России, уроки интернет-грамотности для младших школь­ников и семинары для учителей по образовательным методикам.

Психолого-педагогическая подготовка сотруд­ников образовательного учреждения к возможным ситуациям насилия и освоение ими культуры без­опасности являются определяющими факторами в профилактике психических заболеваний, травма­тизма, правонарушений и иных происшествий в образовательных организациях [4; 7; 9]. Именно позитивная образовательная среда определяет уро­вень психического здоровья всех ее участников. Создание и поддержка такой среды в образователь­ных организациях — одна из важнейших задач ад­министрации, педагогов, службы охраны.

В обеспечении безопасности развития ребенка предотвращение случаев школьного насилия явля­ется важнейшей задачей системы образования, пе­дагогов, психологов, поскольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к негативным по­следствиям для всей школы. Несомненно и то, что в психологической помощи нуждаются как иници­аторы, так и жертвы буллинга и кибербуллинга. Практический опыт диагностики и профилактики буллинга в детской среде имеет Санкт-Петербургский региональный центр социальной помощи семьям и детям «Семья» [5].

Принято выделять три ведущих фактора, наличие которых позволяет отнести ребенка к группе риска по буллингу и кибербуллингу:

  • множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли имеют множество проблем: плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности — все это весьма характерно для жертв травли;
  • «провоцирующие» особенности жертвы. Так на­зываемые провоцирующие жертвы (provocative victims) — это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особен­ностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим факторам для большинства их ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллек­тивах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычное» имя, одежда и т.д. — все это, с точки зрения «обычных» школьников, является достаточным поводом для негативного отноше­ния. Провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный ребенок случайно задел одно­классника. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими наруше­ниями, детей-невротиков и несовершеннолетних с расстройствами шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии;
    • стигматизация — национальные и физические особенности ребенка. Здесь подразумевают не только наличие явных физических аномалий, например, заячья губа или нейросенсорная ту­гоухость, но и некоторые фенотипические осо­бенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин для определенной категории детей и подростков могут явиться по­будительным мотивом к травле своих ровесников. Как показывают результаты исследований, боль­шинству жертв травли чаще свойственно длительное время скрывать свою проблему, даже в случае яв­ного физического насилия. Гораздо реже дети и подростки признаются в этом или же активно об этом сообщают. С учетом специфики детского и подросткового возраста длительный дистресс в ре­зультате переживания травли у части пострадавших вызывает ряд нарушений в рамках эмоциональных расстройств и расстройств поведения.

Для того чтобы предотвратить проблему кибербуллинга, родителям следует с самого раннего возраста учить ребенка безопасно использовать компьютер, Интернет и другие информационно-коммуникаци­онные технологии и предупреждать о том, что про­блемами, возникающими в виртуальном пространстве, тоже нужно делиться и вместе их решать.

Чем раньше пострадавшему начинает оказывать­ся профессиональная помощь (психолого-педаго­гическая, психотерапевтическая, психиатрическая (в зависимости от тяжести состояния пострадавше­го), тем лучше прогноз. Работа должна охватывать все сферы поражения пострадавших с учетом их состояния (соматическую, психическую, социаль­ную). Важная роль отводится работе по налажива­нию отношений с социальным окружением. Необхо­димо разделение ребенка (подростка) с соответству­ющими стрессовыми воздействиями.

 

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга.

Первичная профилактика реализуется по трем направлениям:

  • создание условий недопущения насилия, прежде всего, буллинга в образовательной среде;
  • скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями;
  • укрепление защитных сил организма в противо­стоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или пси­хическую патологию.

Рекомендации учителю

Психолого-педагогические аспекты информа­ционно-психологической безопасности и профи­лактики буллинга и кибербуллинга необходимы педагогу для своевременного выявления и предот­вращения школьного насилия.

Педагог заранее должен понимать, кто из школь­ников находится в «группе риска». Как правило, это «новенькие», отличники или плохо успева­ющие, дети с избыточным весом или, наоборот, худые, с недостатками внешности или одеждой не как у всех, т.е. «особенные» дети, непохожие на других. В социально-психологической струк­туре класса эти дети, как правило, оказываются аутсайдерами или отвергаемыми. Мотивацией к кибербуллингу могут выступать зависть к более успешному, талантливому, месть, необъяснимое чувство неприязни, борьба за власть в социаль­ной группе, нейтрализация соперника, само­утверждение и др. Во многих случаях буллинг может быть немотивированным — школьники обрушивают свою агрессию на любого, кто по­кажется им подходящим объектом их атаки.

Необходимо усиленное внимание к детям — по­тенциальным жертвам и пресечение любых пре­небрежительных замечаний в их адрес, как, впро­чем, и в адрес других одноклассников.

Нужна психологическая поддержка тех школь­ников, кто уже испытал атаки буллинга. Это могут быть задания, благодаря которым ребенок может показать себя в самом выгодном свете, организация значимой для всех совместной де­ятельности, в процессе которой происходит спло­чение класса и повышается самоуважение неу­спешных.

Следует проводить беседы и классные часы о недопустимости насилия вообще, буллинга и кибербуллинга в частности для организаторов его и наблюдателей, для их психического и лич­ностного развития. Необходимо направить агрес­сию в мирное русло (задействовать их творческий потенциал, актуализировать механизм идентифи­кации как постановки себя на место изгоя и пр.).

Надо привлечь внимание школьной психологи­ческой службы или школьного психолога к ре­шению конфликтной ситуации. Несомненно, в психологической помощи нуждаются как ини­циаторы, так и жертвы буллинга, кибербуллинга, других форм насилия.

Следует определить пути и способы укрепления защитных сил ребенка в личностно-психологи­ческом противостоянии негативному воздействию буллинга.

Необходимо привлечь родительскую обществен­ность, призвать к более внимательному отноше­нию к детям в семье, особенно в ситуации кибербуллинга, который действует преимуществен­но вне школы.

Следует с самого первого дня пресекать учителем любые насмешки над неудачами одноклассников, особенно новенькими или имеющими особенности развития, внешности и пр. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес однокласс­ников. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. В таких случаях ребенку предлагается задание, выполнение которо­го идет при помощи учителя. Блестящее его выпол­нение может изменить отношение к изгою.

Помогают объединить класс совместные меро­приятия, поездки, постановка спектаклей, твор­ческие проекты с участием агрессоров и жертвы, когда всех объединяет значимая совместная дея­тельность. Следует избегать высмеивания и срав­нивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют пу­блично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы. Сделать все возможное для активизации механизма идентификации — по­становки себя на место жертвы.

Предотвращение случаев информационно-пси­хологической опасности школьного насилия (буллинг, кибербуллинг и др.) является важнейшей за­дачей системы образования, прежде всего, админи­страции учреждения, в частности педагогов, по­скольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к негативным последствиям для всех. Степень результативности решения этой задачи может свидетельствовать о подлинном профессио­нализме педагога.

Таким образом, безопасность образовательной среды обеспечивает пространство, свободное от психологического насилия во взаимодействии ре­бенка с другими и способствует удовлетворению основных его потребностей, а также обеспечивает сохранение психического здоровья всех ее участни­ков. Для реализации этой задачи в образовательном учреждении в тех или иных экстремальных ситуа­циях необходим пересмотр мер учебного и воспи­тательного воздействия.

В России и на Западе интенсивно развиваются различные формы образовательных программ по безопасности жизни в школе. В процессе школь­ного обучения по этим программам дети обсужда­ют проблемы веротерпимости, гуманных отноше­ний к сверстникам , заботы о младших, своем здоровье и обеспечения личной безопасности. Однако школа не может гарантировать самоорга­низацию детей, их эффективные самостоятельные решения, ответственность за последствия наруше­ний. Требуются обширные сравнительные иссле­дования понимания проблем безопасности самими школьниками.

Явление школьного насилия в формах буллинга, кибербуллинга и др. в настоящее время в отече­ственном образовании только начинает изучаться, но уже сформулированы некоторые рекомендации учителю, которые могут быть отправной точкой более глубокого осмысления этой проблемы и по­мощи жертвам.

Основа — интенсификация духовно-нравствен­ной позиции в воспитании и развитии, активизация механизма постановки себя на место другого, гума­низация отношений в школьной среде.