В России явно недостаточно проводится исследований по школьному насилию и буллингу в образовательных учреждениях, между тем, это явление присутствует в той или иной степени почти в каждом детском сообществе. Настал момент, когда необходимо обратить самое пристальное внимание на негативные взаимоотношения в детских группах, представляющие определенную опасность развитию детей: не только агрессоров и жертв, но и вольных и невольных зрителей.
Школьное насилие часто направлено на выдающихся, одаренных детей, отличников, при этом акцент у одноклассников обычно делается не только на одаренности как даре, которого у них нет (по принципу банальной зависти), а на непохожести, инаковости «особенного» ребенка. Один из таких детей сказал: «Они высмеивают всех, кто чем-то отличается. Одаренные отличаются от остальных». Дети считают отдаленные последствия травли серьезными: «Иногда это полностью уничтожает человека».
Качественно иной характер имеет групповое насилие, связанное с определенным социально-возрастным статусом, которое обозначается словом «хейзинг» как форма ритуала «прописки», схожая с криминальными сообществами несовершеннолетних; силовая возня, розыгрыши и грубые шутки, часто с применением унизительных или болезненных испытаний. Иногда различают физический (телесный) и психический (символический) хейзинг.
Культурно-исторически хейзинг — своеобразный современный эквивалент древних обрядов перехода и инициации, связанных со вступлением в закрытое мужское сообщество, будь то первобытный возрастной класс, студенческое братство или спортивная команда, а также принятых в молодежной среде отношений подшучивания. Хотя название это сравнительно недавнее, сам по себе феномен, сочетающий узаконенную форму группового насилия и способ установления внутригрупповой иерархии, очень стар. Он существует во многих школах-интернатах, спортивных обществах и военных организациях.
Некоторым участникам хейзинга он кажется сравнительно безобидной игрой. Но если вступление в группу не является делом свободного выбора или если ее лидером оказывается человек с садистскими наклонностями, игровые условно-ритуальные действия легко превращаются в самое настоящее групповое насилие, подобное армейской дедовщине, за которой скрываются эксплуатация и вымогательство. Во многих странах Западной Европы хейзинг законодательно запрещен, прежде всего в армии, сохраняется в криминальной среде и во многих вполне благополучных школах, колледжах и спортивных обществах Запада, для вступления в которые новичкам приходится проходить унизительный ритуал «инициации».
Развитие инфокоммуникационных технологий привело к распространению такой изощренной формы насилия в детской среде, как кибербуллинг. Кибербуллинг — новейшая форма в проявлении школьного насилия, т.е. буллинг (травля, издевательства) с использованием электронных средств коммуникации: компьютера, сотового телефона, Интернета и пр. и повторяющийся неоднократно. Появился девиз, перефразированный из известного стихотворения К.И. Чуковского: «Не ходите, дети, в Интернет гулять».
Поскольку на многих мониторах компьютеров есть видеокамеры, дети-хулиганы «для прикола» скачивают фотографии и видео ребят из их компьютеров без их ведома и затем используют в своих целях, даже для изготовления порнографической продукции с помощью фотошопа. Это могут быть и регулярные высказывания оскорбительного характера в адрес жертвы (много СМС-сообщений, постоянные звонки). Также делаются рассылки ложной информации от имени жертвы, пишутся язвительные комментарии к сетевому дневнику подростка, грубо оскорбив его родителей, от чего дети страдают не меньше, чем от оскорблений в их собственный адрес, — все эти практики используют изобретательные юные агрессоры, неплохо владеющие компьютерными технологиями.
Кибербуллинг состоит из множества методов для запугивания и травли своих потенциальных жертв:
- анонимные угрозы — пересылка писем без подписи на электронный адрес своей потенциальной жертвы, в которых прописаны оскорбления, запугивания, часто с использованием ненормативной лексики;
- преследование — долговременная частая рассылка своей потенциальной жертве через мобильную связь и электронную почту сообщений, а в дальнейшем — шантажирование ее какими-либо фактами из ее же личной жизни;
- использование личной информации — получение личной информации о потенциальной жертве через взлом ее электронной почты или странички в социальных сетях и использование для шантажирования или издевательств;
- флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между агрессором и потенциальной жертвой (иногда агрессоров может быть несколько). Цель агрессора — унизить жертву и тем самым получить от этого удовольствие.
Еще одной «инновационной формой» кибернасилия является хеппислепинг (happy slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение). Название появилось после ряда случаев в метро Англии, когда подростки избивали случайных прохожих, а другие люди или сами же подростки записывали видео на мобильные телефоны. Иногда такие случаи приводили к летальным исходам, когда в роли жертв оказывались старики, больные, слабые. Видеоролики, в которых сняты реальные сцены избиения, размещаются на таких ресурсах, где их могут просматривать миллионы людей. Естественно, ролики в большинстве случаев «заливаются» в сеть без согласия «жертвы». Все вышеизложенное требует особого внимания взрослых (педагогов, родителей, властных структур) к проблемам насилия в образовательном пространстве.
Виртуальная среда, в которой происходит кибербуллинг, позволяет агрессорам чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными за свои действия. Причем по части жестокости девочки не уступают мальчикам, а иногда превосходят их в изощренности. Для многих жертв кибербуллинг может завершиться психологическим ударом и даже суицидом. Анонимность — основной фактор, отличающий кибербуллинг от обычного буллинга, осуществляемого в непосредственном контакте. Другие отличия проявляются в том, что кибербуллинг происходит вне школы, более скрыто и зачастую не позволяет видеть эмоциональные реакции жертвы.
Мотивацией к кибербуллингу могут выступать зависть к более успешному и талантливому, месть, необъяснимое чувство неприязни, борьба за власть в социальной группе, средство подчинения лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до садистических действий, по психологической сути1. Поводом к нападению может служить избыточный вес сверстника, недостатки внешности, ревнивые претензии на взаимность буллера в межполовых отношениях, опубликованная частная переписка и что угодно другое. Во многих случаях буллинг может быть немотивированным — школьники обрушивают свою агрессию на любого, кто покажется им подходящим объектом их атаки. Надо обладать необходимым для противостояния мужеством, твердостью характера, независимостью, чтобы совладать с ситуацией кибернасилия.
По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России 23% пользующихся Интернетом детей в возрасте 9—16 лет становились жертвами кибербуллинга онлайн. Схожие данные получены в среднем по 25 странам Европы (19%). Пятая часть российских детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1—2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11—12 лет: почти треть детей этой возрастной группы становится жертвой кибербуллинга.
В европейских странах дети подвергаются кибербуллингу в среднем в два раза реже. Во многом, как и в случае с риском онлайн-знакомств, это связано с тем, что в Европе и США уже много лет в школах работают программы обучения, позволяющие существенно повысить навыки безопасного пользования Интернетом.
Справляться с трудными онлайн-ситуациями кибербуллинга дети предпочитают с помощью активного поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки, прежде всего, у друзей. Только каждый пятый родитель был осведомлен о кибернападении на его ребенка. Очень мало кто из детей обращается за помощью к учителям или специалистам. Во многих странах принимаются меры по борьбе с буллингом и кибербуллингом на уровне государственной политики (программы по предотвращению столкновения с цифровыми рисками, информационные кампании, обучение преподавателей). В некоторых странах, например в Канаде, приняты законы в отношении кибербуллинга в школьной среде. Во Франции с подачи Министерства образования совместно с рядом общественных организаций школьные учреждения получают информацию и рекомендации по предотвращению кибербуллинга. Одновременно интернет-компании развивают механизмы саморегулирования, с помощью которых пользователи могут пожаловаться на неприемлемый, в том числе агрессивный, контент.
В России известный оператор МТС реализует федеральную образовательную программу «Дети в Интернете» при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, Лиги безопасного Интернета и ряда других партнеров по повышению безопасности пользования детьми Интернетом. В рамках программы в регионах РФ запущены сервисы «Родительский контроль» и «Антивирус», инициируется серия интерактивных образовательных мероприятий для школьников, а также целый комплекс мероприятий: интерактивные тематические выставки на базе ведущих музеев и библиотек России, уроки интернет-грамотности для младших школьников и семинары для учителей по образовательным методикам.
Психолого-педагогическая подготовка сотрудников образовательного учреждения к возможным ситуациям насилия и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике психических заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в образовательных организациях [4; 7; 9]. Именно позитивная образовательная среда определяет уровень психического здоровья всех ее участников. Создание и поддержка такой среды в образовательных организациях — одна из важнейших задач администрации, педагогов, службы охраны.
В обеспечении безопасности развития ребенка предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей системы образования, педагогов, психологов, поскольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к негативным последствиям для всей школы. Несомненно и то, что в психологической помощи нуждаются как инициаторы, так и жертвы буллинга и кибербуллинга. Практический опыт диагностики и профилактики буллинга в детской среде имеет Санкт-Петербургский региональный центр социальной помощи семьям и детям «Семья» [5].
Принято выделять три ведущих фактора, наличие которых позволяет отнести ребенка к группе риска по буллингу и кибербуллингу:
- множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли имеют множество проблем: плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности — все это весьма характерно для жертв травли;
- «провоцирующие» особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) — это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим факторам для большинства их ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычное» имя, одежда и т.д. — все это, с точки зрения «обычных» школьников, является достаточным поводом для негативного отношения. Провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный ребенок случайно задел одноклассника. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими нарушениями, детей-невротиков и несовершеннолетних с расстройствами шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии;
- стигматизация — национальные и физические особенности ребенка. Здесь подразумевают не только наличие явных физических аномалий, например, заячья губа или нейросенсорная тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников. Как показывают результаты исследований, большинству жертв травли чаще свойственно длительное время скрывать свою проблему, даже в случае явного физического насилия. Гораздо реже дети и подростки признаются в этом или же активно об этом сообщают. С учетом специфики детского и подросткового возраста длительный дистресс в результате переживания травли у части пострадавших вызывает ряд нарушений в рамках эмоциональных расстройств и расстройств поведения.
Для того чтобы предотвратить проблему кибербуллинга, родителям следует с самого раннего возраста учить ребенка безопасно использовать компьютер, Интернет и другие информационно-коммуникационные технологии и предупреждать о том, что проблемами, возникающими в виртуальном пространстве, тоже нужно делиться и вместе их решать.
Чем раньше пострадавшему начинает оказываться профессиональная помощь (психолого-педагогическая, психотерапевтическая, психиатрическая (в зависимости от тяжести состояния пострадавшего), тем лучше прогноз. Работа должна охватывать все сферы поражения пострадавших с учетом их состояния (соматическую, психическую, социальную). Важная роль отводится работе по налаживанию отношений с социальным окружением. Необходимо разделение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.
Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга.
Первичная профилактика реализуется по трем направлениям:
- создание условий недопущения насилия, прежде всего, буллинга в образовательной среде;
- скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями;
- укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
Рекомендации учителю
Психолого-педагогические аспекты информационно-психологической безопасности и профилактики буллинга и кибербуллинга необходимы педагогу для своевременного выявления и предотвращения школьного насилия.
Педагог заранее должен понимать, кто из школьников находится в «группе риска». Как правило, это «новенькие», отличники или плохо успевающие, дети с избыточным весом или, наоборот, худые, с недостатками внешности или одеждой не как у всех, т.е. «особенные» дети, непохожие на других. В социально-психологической структуре класса эти дети, как правило, оказываются аутсайдерами или отвергаемыми. Мотивацией к кибербуллингу могут выступать зависть к более успешному, талантливому, месть, необъяснимое чувство неприязни, борьба за власть в социальной группе, нейтрализация соперника, самоутверждение и др. Во многих случаях буллинг может быть немотивированным — школьники обрушивают свою агрессию на любого, кто покажется им подходящим объектом их атаки.
Необходимо усиленное внимание к детям — потенциальным жертвам и пресечение любых пренебрежительных замечаний в их адрес, как, впрочем, и в адрес других одноклассников.
Нужна психологическая поддержка тех школьников, кто уже испытал атаки буллинга. Это могут быть задания, благодаря которым ребенок может показать себя в самом выгодном свете, организация значимой для всех совместной деятельности, в процессе которой происходит сплочение класса и повышается самоуважение неуспешных.
Следует проводить беседы и классные часы о недопустимости насилия вообще, буллинга и кибербуллинга в частности для организаторов его и наблюдателей, для их психического и личностного развития. Необходимо направить агрессию в мирное русло (задействовать их творческий потенциал, актуализировать механизм идентификации как постановки себя на место изгоя и пр.).
Надо привлечь внимание школьной психологической службы или школьного психолога к решению конфликтной ситуации. Несомненно, в психологической помощи нуждаются как инициаторы, так и жертвы буллинга, кибербуллинга, других форм насилия.
Следует определить пути и способы укрепления защитных сил ребенка в личностно-психологическом противостоянии негативному воздействию буллинга.
Необходимо привлечь родительскую общественность, призвать к более внимательному отношению к детям в семье, особенно в ситуации кибербуллинга, который действует преимущественно вне школы.
Следует с самого первого дня пресекать учителем любые насмешки над неудачами одноклассников, особенно новенькими или имеющими особенности развития, внешности и пр. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. В таких случаях ребенку предлагается задание, выполнение которого идет при помощи учителя. Блестящее его выполнение может изменить отношение к изгою.
Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановка спектаклей, творческие проекты с участием агрессоров и жертвы, когда всех объединяет значимая совместная деятельность. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы. Сделать все возможное для активизации механизма идентификации — постановки себя на место жертвы.
Предотвращение случаев информационно-психологической опасности школьного насилия (буллинг, кибербуллинг и др.) является важнейшей задачей системы образования, прежде всего, администрации учреждения, в частности педагогов, поскольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к негативным последствиям для всех. Степень результативности решения этой задачи может свидетельствовать о подлинном профессионализме педагога.
Таким образом, безопасность образовательной среды обеспечивает пространство, свободное от психологического насилия во взаимодействии ребенка с другими и способствует удовлетворению основных его потребностей, а также обеспечивает сохранение психического здоровья всех ее участников. Для реализации этой задачи в образовательном учреждении в тех или иных экстремальных ситуациях необходим пересмотр мер учебного и воспитательного воздействия.
В России и на Западе интенсивно развиваются различные формы образовательных программ по безопасности жизни в школе. В процессе школьного обучения по этим программам дети обсуждают проблемы веротерпимости, гуманных отношений к сверстникам , заботы о младших, своем здоровье и обеспечения личной безопасности. Однако школа не может гарантировать самоорганизацию детей, их эффективные самостоятельные решения, ответственность за последствия нарушений. Требуются обширные сравнительные исследования понимания проблем безопасности самими школьниками.
Явление школьного насилия в формах буллинга, кибербуллинга и др. в настоящее время в отечественном образовании только начинает изучаться, но уже сформулированы некоторые рекомендации учителю, которые могут быть отправной точкой более глубокого осмысления этой проблемы и помощи жертвам.
Основа — интенсификация духовно-нравственной позиции в воспитании и развитии, активизация механизма постановки себя на место другого, гуманизация отношений в школьной среде.