Актуальность исследования определена тем, что насилие и жестокое обращение с детьми в общест­ве и семье – одна из острых проблем в современ­ной психологии. Последствия насилия вызывают тяжелые психологические травмы и оказывают не­гативное влияние на личность ребенка. Рост числа детей, подвергшихся насилию, трудности выявле­ния его причин и признаков, а также влияние по­следствий насилия на развитие личности ребенка постоянно требуют внимания исследователей. Изу­чение психологических особенностей детей, пере­живших насилие, обоснование информативных ме­тодов диагностики последствий травматических переживаний и психокоррекционных программ ре­абилитации этих детей являются востребованны­ми в практике в настоящее время.

Нарушения, возникающие вследствие перенесен­ного насилия, затрагивают все уровни развития личности ребенка, его эмоциональную и когнитив­ную сферы, а также поведение. У детей, перенес­ших насилие, проявляется множество соматических жалоб, наблюдаются стойкие изменения личности.

Пережитое в детстве насилие приводит к отда­ленным последствиям и может становиться одной из причин преступности и воспроизводства же­стокого обращения с детьми в обществе [1-5].

Обобщив определения, приводимые различны­ми зарубежными авторами, можно выделить четы­ре основные формы жестокого обращения с детьми.

Физическое жестокое обращение – любое не­случайное нанесение повреждения ребенку роди­телем или лицом, осуществляющим опеку.

Сексуальное насилие над детьми – использо­вание ребенка другим лицом для получения сек­суального удовлетворения.

Пренебрежение – хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обес­печить основные потребности ребенка в пище, жи­лье, медицинском уходе, образовании, защите.

Психологическое насилие, в которое включа­ется психологическое пренебрежение (последова­тельная неспособность родителя или лица, осуще­ствляющего уход, обеспечить ребенку необходи­мую поддержку, внимание и привязанность) и пси­хологическое жестокое обращение (унижение, ос­корбление, издевательства и высмеивание ребен­ка, носящие хронический, систематический харак­тер) [1, 3, 6].

Как показал ряд исследований, детям, перенес­шим такую выраженную психическую травму, как жестокое обращение в семье, в большинстве случа­ев свойственно наличие всех симптомов посттрав­матического стрессового расстройства (ПТСР) – на­вязчивое воспроизведение травматической ситуа­ции, повышенная физиологическая возбудимость и нарушения функционирования.

В связи с актуальностью данной тематики це­лью работы являлась оценка психологических осо­бенностей подростков, подвергающихся жестоко­му обращению в семье.

Всего было обследовано 180 подростков, систе­матически подвергающихся жестокому обраще­нию (в основном физическому насилию) в семье, из которых было 75 подростков женского пола и 85 подростков мужского пола в возрасте от 14 до 17 лет. Первая группа – 120 подростков, вторая группа – 60 подростков.

Исследование проводилось на базе образова­тельного учреждения с производственными пло­щадками «Новое поколение» г. Санкт-Петербурга, где проходят социальную реабилитацию подрост­ки, совершившие противоправные действия и со­стоящие на учете в инспекции по делам несовер­шеннолетних.

При проведении обследования были примене­ны следующие методики: полуструктурированное интервью (Н. Тарабрина), методика для оценки мо­делей поведения в стрессовых ситуациях (шкала SACS, Хобфол), опросник «Индекс жизненного сти­ля» (Плутчика – Келлермана – Конте), цветовой тест М. Люшера.

Статистическая обработка результатов прово­дилась с использованием пакета прикладных про­грамм Statistica 6 [7, 8].

Результаты, полученные по данным теста М. Люшера, указывают на формирование небла­гоприятного функционального состояния у под­ростков, подвергающихся жестокому обращению в семье.

По всем показателям полуструктурированного интервью, за исключением критерия А (немедлен­ное реагирование), отмечаются более низкие пока­затели нарушений психики во второй группе де­тей, в сравнении с детьми из первой группы, под­вергающихся жестокому обращению в семье.

По показателям теста М. Люшера, за исключе­нием работоспособности, выявлены отличия вто­рой группы детей от первой, при этом значения по­казателей указывают на более положительное пси­хоэмоциональное состояние у детей второй груп­пы, которые не подвергались жестокому обраще­нию в семье.

При этом по показателю «работоспособность», хотя и не выявлено достоверных отличий, можно отметить более высокое его численное значение у детей второй группы.

Были выявлены отличия по следующим моде­лям копинг-поведения: «ассертивные действия», «осторожные действия», «импульсивные дейст­вия», «избегание», «асоциальные действия» и «аг­рессивные действия». По всем этим показателям отмечается положительная динамика, которая вы­ражается в росте показателей активных и адап­тивных копинг-стратегий и снижении показате­лей пассивных и дезадаптивных в группе под­ростков, не подвергающихся жестокому обраще­нию в семье.

Полученные результаты по тесту SACS указы­вают на то, что подростки, подвергающиеся же­стокому обращению в семье, используют менее адаптивные копинг-стратегии поведения, чем де­ти из второй группы, не подвергающиеся жесто­кому обращению в семье.

Результаты, полученные по тесту «Индекс жиз­ненного стиля», показали наличие более высоких показателей всех психологических защит (за ис­ключением проекции) во второй группе подрост­ков. Этот результат свидетельствует о большей эф­фективности приспособительных защит, реализу­емых подростками, не подвергающимися жесто­кому обращению в семье.

По показателю шкалы синдрома ПТСР выяв­лены различия между первой группой и второй на уровне значимости P < 0,001. Этот результат под­тверждает данные о более высокой степени выра­женности посттравматических стрессовых расст­ройств у подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье.

По итогам сравнения психодиагностических по­казателей у подростков, подвергающихся жесто­кому обращению в семье (первая гру ппа) и не под­вергающихся жестокому обращению (вторая груп­па), можно сделать вывод о нарушениях психоэмо­циональной сферы и эффективности психической адаптации подростков первой группы. Этот резуль­тат указывает на необходимость проведения кор­рекционно-реабилитационной работы с подростка­ми, подвергшимися жестокому обращению в семье.

Следовательно, насилие и жестокое обращение с детьми рассматриваются как одна из возможных причин аномального развития ребенка и асоци­ального детства. Проблема влияния насилия и же­стокого обращения на психику и личность детей доказана многими исследованиями, но недоста­точно исследований, ориентированных на оказа­ние помощи детям и подросткам. Нарушения, воз­никающие вследствие перенесенного насилия, за­трагивают все уровни развития личности ребенка, его эмоциональную и когнитивную сферы, а так­же поведение.

Страх у детей и подростков выступает в каче­стве защитного психологического механизма и как специфическая копинг-стратегия, ориентирован­ная на поиск и получение социальной поддержки в ситуации недостаточной оценки собственных сил и способностей справиться с кризисной ситуа­цией в виде жестокого обращения в семье.

Подростки, подвергающиеся жестокому обра­щению в семье, достоверно чаще используют не­благоприятные психологические защиты и стра­тегии копинг-поведения, что ведет к формирова­нию у них неблагополучного функционального со­стояния.

Копинг-поведение рассматривается как один из психологических механизмов преодоления стрес­са и формирования ПТСР, его учет крайне необхо­дим при проведении психологической, социальной, педагогической, медицинской реабилитации подро­стков – жертв жестокого обращения в семье. Эмо­циональные реакции в форме страха у детей и под­ростков должны расцениваться как копинг-стра­тегии избегания или поиска социальной поддерж­ки при недостаточности личностных ресурсов.

Поскольку совладание как процесс и результат опосредовано требованиями ситуации и внутрен­ней активностью субъекта, обусловленной систе­мой личностных смыслов и диспозиционной струк­турой, особый интерес представляет анализ внут­ренних и внешних ресурсов подростка, подверга­ющегося жестокому обращению в семье, личность которого еще находится в процессе становления.