Проблема психологического консультирования обуча­ющихся основной ступени образования не является новой и широко представлена в научно-практической литературе по возрастной психологии и психологии консультативной деятель­ности. Но в современном быстро меняющемся обществе ученые всего мира отмечают, что множественные социально-экономичес­кие изменения и технологический прогресс оказывают важней­шее влияние на развитие и изменение психологии современных подростков [16]. С точки зрения авторов статьи, обсуждение темы психологического консультирования подростков все еще является актуальным и востребованным практическими психологами об­разования. Вашему вниманию предлагается обзор основных по­зиций, связанных с организацией и реализацией деятельности в данном направлении, основанный на научном и практическом опыте авторов публикации.

Психологические особенности современных подростков

В различных психологических исследованиях описаны разно­образные подходы к определению границ подросткового возра­ста. В нашем исследовании мы будем использовать классифика­цию, в которой подростковый возраст определен как 11-15 лет (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, К.Н. Поливанова).

Психологический и социокультурный анализ исследований современного детства, проведенный К.Н. Поливановой [9], пока­зал, что сегодня актуальным является расширение рамок анали­за детства, особенно важным становится учет при анализе соци­альных и культурных контекстов. В ХХ веке акцент в исследованиях по возрастной психологии делался на анализе основных источ­ников и перспектив развития (взросления), в центре которых было представление о ребенке как о будущем взрослом, то есть кому предстоит стать взрослым (child as becoming). Перспективы развития в большинстве ис­следований, в том числе отечественных, задавались, главным образом, через семейный и профессиональ­ный статусы, которые в настоящее время представ­ляются весьма неопределенными. К тому же взрыв­ной характер роста технологий привел к тому, что освоение их нового содержания стало доступно де­тям непосредственно, без участия взрослого. В то же время, ряд исследователей по проблеме детства утверждают, что период взросления и перехода от дет­ства к взрослости напрямую зависит от развития на­учно-технического прогресса общества: чем он более развит, тем длиннее период детства и несамостоя­тельности детей [2]. Профессор К.Н. Поливанова так­же отмечает, что граница между «взрослыми» и «не­взрослыми» в современных развивающихся странах теперь локализуется не на шкале возраста, а на шка­ле социально-экономических и образовательных воз­можностей индивида в связи с появлением идеи обу­чения на протяжении всей жизни (life-long education) и в различных социально-экономических контекстах представляется по-разному. Все это привело к тому, что в последние годы в научном мире все больше пре­обладает тенденция взгляда на ребенка как такового (child as being) [9].

Несмотря на новые тенденции в изучении проблем детства, исследования в области возрастной психо­логии, проведенные в XX веке, не теряют своей акту­альности и позволяют понять природу большинства психологических процессов, протекающих в период подросткового возраста. В психоаналитической кон­цепции фаза взросления рассматривается как пери­од развития структуры личности и возобновления прежних конфликтов (З. Фрейд), как фаза кризиса идентичности или ролевой диффузии (Э. Эриксон). Э. Эриксон отмечает, что развитие личности подрос­тка очень сильно зависит от социального окружения «психосоциального моратория». В этот период про­исходит «нормативный кризис», обусловленный боль­шим количеством задач (физическое развитие, выбор профессии, партнера, усвоение роли взрослого), крайне затрудняющих собственную идентификацию. В подростковом возрасте возрастает потребность в укреплении социальной роли и актуализируется весь внутренний опыт, приобретенный на всех предшеству­ющих стадиях развития [17].

Л.С. Выготский описал несколько особенностей под­росткового возраста, которые он назвал доминантами:

  • «эгоцентрическая доминанта», заключающаяся в интересе подростка к собственной личности;
  • «доминанта дали» — установка подростка на об­ширные, большие масштабы, которые для него го­раздо более субъективно приемлемы, чем ближ­ние, текущие, сегодняшние;
  • «доминанта усилия» — тяга подростка к сопротив­лению, преодолению, к волевым напряжениям, ко­торые иногда проявляются в упрямстве, хулиган­стве, борьбе против воспитательского авторите­та, протесте и других негативных проявлениях;
  • «доминанта романтики» — стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму [7].

Основное новообразование подросткового возра­ста — появление рефлексии и самосознания (Л.С. Вы­готский). Подростки более активно начинают вести личный дневник, в котором описывают свою внутрен­нюю жизнь, переживания, представления, обиды, со­мнения, волнения. Эта деятельность помогает подро­стку более глубоко познать свой внутренний мир и способствует развитию рефлексии и самопознания.

Подростковый период сопровождается пережива­нием ребенком пубертатного кризиса. В кризисный период для нормального развития подростка большее значение имеет изменение его поведения. Если по­добное изменение не замечено, то это либо указыва­ет на замедление темпа развития, либо кризисное по­ведение осуществляется ребенком где-то вне досягаемости наблюдателя [8]. Академик И.В. Дубро­вина отмечает, что «позитивный смысл подростково­го кризиса состоит в том, что через него, через отста­ивание своей взрослости, самостоятельности, происходящее в относительно безопасных условиях и не принимающее крайних форм, подросток удовлет­воряет потребности в самопознании и самоутверж­дении. В результате у него не просто возникают чув­ство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволя­ющие ему и в дальнейшем справляться с жизненны­ми трудностями» [11, с. 375].

С точки зрения К.Н. Поливановой, отношение к возрастным кризисам у всех участников образова­тельного процесса различное. Для педагогов симп­томами кризиса является внезапное изменение ре­акций ребенка на привычные типы воздействия, изменение поведения ребенка, появление стремле­ния нарушать установленные ранее правила. Для пе­дагога важно в подобной ситуации как можно скорее и безболезненнее преодолеть эти симптомы. С нашей точки зрения, позиция родителей схожа с позицией педагогов. Для ребенка (особенно подростка) кризис – это такой момент в его жизни, когда внезапно ста­вится под сомнение все до того осмысленное суще­ствование и появляется повышенная потребность в рефлексии происходящего как во внутреннем мире, так и в окружающих явлениях. Ребенок не заинтере­сован в скорейшем прохождении кризисного этапа, он хочет его продления для более полного осмысле­ния. Третьей позицией относительно критического воз­раста является позиция педагога-психолога (психоло­га образования), которая состоит в выяснении смысла кризиса в общей логике психического развития ребен­ка. Позиция психолога может быть определена как те­оретическая, герменевтическая (позиция понимания), и практическая, направленная на разработку некото­рых действий (не только самого психолога) по пост­роению психологического пространства проживания кризиса его участниками [8].

В подростковом возрасте появляются трудности в отношениях со взрослыми, связанные, в первую оче­редь, с развитием у подростков негативизма и упрям­ства. В этот период повышается количество детско­родительских конфликтов и появляется напряжение в отношениях подростков с педагогами. Исследова­тели данного возрастного периода отмечают, что «на первый план выходит задача сепарации от родителей и преодоление страхов, связанных с повышением сво­ей независимости и самостоятельности» [3, с. 32]. Подростки ищут себе малые группы, состоящие из людей, способных их понять и принять. Ведущей дея­тельностью в этом возрасте становится интимно-лич­ностное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин).

К.Н. Поливанова, продолжая исследования Д.Б. Эльконина о ведущей деятельности в подростковом возрасте, отмечает, что в этот жизненный период ею становится деятельность проектирования — «связь за­мысла и реализации, в которой действующий, моде­лируя действительность в целостной, художествен­ной форме, экспериментируя с ней, обнаруживает связь ситуации действования с собственными пере­живаниями и состояниями; центром этой связи яв­ляется сфера человеческих отношений» [10, с. 16]. Проектная деятельность требует некоторого про­странства действия в воссоздаваемой ситуации и об­щения по поводу этой ситуации. Содержанием пробы как воссоздания является воспроизведение и удержи­вание некоторого состояния, а также обнаружение его полноты. Внутри такой деятельности в форме пробы, испытания и т. д. происходит обнаружение некоторых взрослых действий и «примеривание их на себе» пу­тем воссоздания и моделирования. При этом крайне важно применение подростками различных форм ин­тимно-личностного общения со сверстниками: проговаривание, сочувствие, со-переживание, принятие — отвержение. Все эти формы могут быть поняты как одна из форм испытания состояния. Чтобы спровоци­ровать проявление состояния, можно реализовать за­мысел (обнаруживая его связь с реальностью) или об­говорить его с другими людьми. Роль взрослого в подобной ситуации состоит в обеспечении «встречи» замысла и реализации, что является условием возник­новения субъектности у подростков [10, с. 16].

Подростковый возраст отличается не только пси­хологическими особенностями, но и физическим и физиологическим ростом (развитием). Это время бурного изменения организма. За счет этого очень часто возникает диспластичность, избыточный вес, нарушения физического развития. Все это оказыва­ет очень сильное влияние на развитие самооценки и «Я-концепции». Подростки начинают уделять большое внимание сравнению своего внешнего вида и облика с внешностью сверстников и кумиров. Значительное отклонение в физическом развитии как в сторону слишком замедленного развития, так и в сторону ак­селерации является объективным фактором риска, потому что такие подростки более подвержены небла­гоприятным влияниям, у них отмечается большая за­висимость от мнения окружающих (конформизм), чаще формируются негативные установки по отноше­нию к собственной личности и повышается риск ауто­агрессивного поведения.

К.Д. Хломов выделяет основные уязвимости и со­циальные риски подросткового возраста:

  • затрудненное самоопределение, отягощенное неопределенностью окружающей среды;
  • аутоагрессивное поведение в многочисленных вариациях: суицидальное поведение, травмоопас­ное поведение («зацепинг», рискованные «сел- фи»), рискованное сексуальное поведение;
  • противоправное и виктимное поведение (право­нарушения, совершаемые подростками и в отно­шении подростков);
  • буллинг и кибербуллинг учащихся (травля, в т. ч. с помощью интернета и мобильного телефона);
  • химическая зависимость, употребление психоак­тивных веществ.

Все это определяет необходимость усиления про­филактической работы в образовательных организа­циях с участием педагога-психолога, родителей (за­конных представителей) обучающихся и социальных партнеров образовательных учреждений (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уч­реждения социальной защиты, правоохранительные органы, медицинские учреждения) [16]. Психологи­ческое консультирование подростков является одной из важнейших форм сопровождения, реализуемых в профессиональной деятельности педагога-психоло­га (психолога образования).

Особенности психологического консультирования подростков

Психологическое консультирование — это непо­средственная работа с людьми, направленная на ре­шение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отноше­ниях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Але­шина Ю.Е., 1993). Суть психологического консульти­рования состоит в том, что психолог пользуясь спе­циальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении сво­их психологических задач (Абрамова ГС., 1996). Це­лью психологического консультирования является оказание психологической помощи и поддержка кли­ента. По форме проведения консультации можно оха­рактеризовать как индивидуальные и консультации в малых группах (от 2 человек до классного коллекти­ва).

В процессе психологического консультирования могут решаться следующие задачи:

  • оказание экстренной профессиональной помощи и поддержки в решении заявленной клиентом (кли­ентами) проблемы;
  • оценка уровня психологического здоровья клиен­та или малой группы и определение показаний к другим способам психологической помощи (на­пример, перенаправление к специалистам друго­го профиля);
  • просвещение клиента(ов) о его психологических особенностях с целью более адекватного их ис­пользования и построения плана развития способ­ностей личности;
  • повышение психологической культуры обратив­шихся за профессиональной помощью к педагогу-психологу;
  • повышение ресурсных способностей личности или малой группы к самостоятельному решению воз­никающих трудностей;
  • облегчение эмоционального состояния клиента (клиентов).

Консультирование в малых группах считается спе­цифическим и характерным для подросткового воз­раста, что помогает подросткам преодолеть чувства страха, неуверенности, возникающих при индивиду­альном обращении. К тому же достаточно часто под­ростки обращаются по проблеме, которая формули­руется ими как «сходная», «одна на группу», — это могут быть взаимоотношения с одноклассниками или педагогами, недовольство введением новшеств в об­разовательном учреждении и т. д. В процессе группо­вого консультирования подростков могут дополни­тельно решаться следующие задачи:

  • индивидуализация запросов на психологическую поддержку всех клиентов, обратившихся за кон­сультацией;
  • снижение уровня тревожности и беспокойства при обращении к педагогу-психологу;
  • создание ситуации для обмена опытом выхода из сложной жизненной ситуации всех обратившихся за консультацией;
  • создание условий для принятия конструктивных групповых решений по выходу из конфликтной си­туации;
  • демонстрация метода переговоров и обсуждения в конфликтной ситуации, когда педагог-психолог выступает посредником в данных переговорах. Второй вид группового консультирования, распро­страненный в системе образования, — консультиро­вание подростка и его родителя(ей) (законных пред­ставителей). В этом случае консультирование будет иметь ряд специфических особенностей:
  • помощь в решении внутрисемейных проблем;
  • осознание особенностей моделей поведения и межличностных отношений внутри семейной сис­темы всеми обратившимися за психологической консультацией членами семьи;
  • восстановление или преобразование конструктив­ных взаимоотношений между всеми членами се­мьи, развитие умения понимать и уважать друг друга, проявлять свои мысли и чувства не в ущерб семейным отношениям и ценностям;
  • повышение социально-психологической компе­тентности и грамотности клиентов (подростков и их родителей), обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций. Коллективное консультирование также имеет ряд своих специфических особенностей и позволяет эф­фективно решать следующие задачи:
  • использование опыта всех участников коллектива в решении сложной конфликтной ситуации;
  • развитие навыков работы в группе у всех участни­ков консультирования;
  • психологическое просвещение, основная цель ко­торого — формирование нового, целостного, бо­лее позитивного взгляда на ситуацию;
  • формирование новых, конструктивных групповых норм и правил.

Принципы психологического консультирования подростков

В процессе психологического консультирования подростков важно соблюдать принципы професси­ональной этики, принятые в профессиональном со­обществе психологов образования. Этические принципы призваны защищать законные права обра­щающихся за консультативной помощью подростков и способствуют сохранению доверия между психоло­гом и клиентом [18].

Принципы, актуальные в процессе консультирова­ния подростков:

  • принцип конфиденциальности, заключающийся в запрете разглашения третьим лицам информации, полученной в процессе консультирования, за ис­ключением информации, угрожающей жизни и здоровью клиента или окружающих, а также ин­формации о готовящемся или совершенном пре­ступлении;
  • принцип компетентности, заключающийся в со­блюдении специалистом границ профессиональ­ной компетентности: если проблема клиента вы­ходит за ее рамки, психолог должен предоставить информацию о возможности получения квалифи­цированной помощи по данному вопросу в других учреждениях;
  • принцип ответственности, предполагающий пер­сональную ответственность за выбор методов и техник консультирования, не приносящих вреда клиенту;
  • принцип этической и юридической правомочнос­ти, руководство в профессиональной деятельно­сти действующим законодательством и профес­сиональными требованиями к проведению психологической деятельности;
  • принцип квалифицированной пропаганды психо­логии, сообщение клиенту только достоверной на­учной информации, способствующей повышению психологической грамотности и развитию психо­логической культуры;
  • принцип благополучия клиента, ориентация на соблюдение прав и интересов ребенка, соблюде­ние принципа «не навреди», доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, недопущение дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеда­нию, интеллекту и любым другим отличиям как по отношению к клиенту, так и ко всем персонажам рассказов клиента;
  • принцип профессиональной кооперации, запрет на обсуждение с клиентом и оценивание действий коллег (психологов, педагогов и других специали­стов, про которых рассказывает подросток);
  • принцип информирования клиента о целях и ре­зультатах обследования, применяемых в процессе консультативных встреч; информирование клиен­та о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и спосо­бах получения информации, чтобы клиент мог при­нять решение об участии в этой работе [18].

Представляется важным в начале консультативной встречи сообщать подросткам о характере информа­ции, полученной в процессе консультирования, кото­рая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и(или) учреждениям. Участие подростков в про­цессе психологического консультирования должно быть сознательным и добровольным. В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие. В практи­ческой работе у школьного психолога периодически возникают трудности, связанные с отсутствием согла­сия на психологическое сопровождение от родителей (законных представителей) подростка, но при этом есть запрос на психологическое консультирование от самого подростка. При этом педагогом-психологом должна вестись работа по разъяснению значения по­лучения согласия от родителей на психологическое сопровождение ребенка (согласно статье 42 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»), и если ребенок экстренно нуждается в психологичес­кой поддержке, она должна быть ему оказана. Для получения согласия подростка и его родителей (за­конных представителей) на психологическую работу с подростком психолог должен использовать понят­ную терминологию и доступный для понимания кли­ента язык [18].

В процессе профессиональной деятельности (в том числе психологического консультирования) пси­холог высказывает собственные суждения и оцени­вает различные аспекты ситуации в форме, исклю­чающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по ока­занию психологической помощи должен строго со­блюдаться принцип добровольности со стороны кли­ента [18].

В консультировании подростков есть ряд осо­бенностей, которые диктуются сложным кризисным возрастом, расширяющимся диапазоном проблем и новыми жизненными задачами, с которыми стал­кивается молодой человек. Чаще всего именно в этот возрастной период подросток может впервые само­стоятельно обратиться за психологической помощью, не ставя в известность родителей. Известный отече­ственный психолог А.Г. Лидерс выделяет несколько принципов, которые необходимо учитывать при кон­сультировании подростков:

  • возрастной психолог в своей деятельности всегда должен ориентироваться на психологические нор­мативные задачи возраста.
  • если на консультацию обратился родитель по про­блемам подростка, психологу необходимо по­смотреть на проблему глазами ребенка.
  • при консультировании родителя и подростка со­вместно в силу вступают многие рекомендации, действенные для работы с супружескими парами в семейном консультировании — использовать со­вместную деятельность, показывать зеркально проблемы обеих сторон и т. д.
  • в консультировании родителей подростка следу­ет анализировать проблему через призму целого жизненного пути личности, поскольку многие про­блемы имеют начало в предыдущих возрастах.
  • в работе с подростками консультанту необходимо много внимания уделять зарождающейся сексуаль­ности, ведь половая идентификация является од­ной из главных задач подросткового возраста [4].

Подростку часто сложно сформулировать запрос на психологическую работу, порою он ждет инициа­тивы от взрослого. Поводом для индивидуального консультирования часто является обсуждение резуль­татов диагностических исследований или вопросы, возникающие после проведения профилактических просветительских мероприятий. Одним из наиболее эффективных способов формирования мотивации к психологическому консультированию у подростков является проведение уроков психологии, которые помогают обучающимся раскрыть и понять свой внутренний мир, объяснить и принять свои эмоции, переживания, мысли и потребности, построить свою линию саморазвития и самосовершенствования [14]. Уроки психологии ни в коем случае не должны носить характер психотерапевтической группы, ве­дущий таких занятий не должен допускать публично­го обсуждения личностных переживаний учеников, уроки психологии не должны превращаться в груп­повое психологическое консультирование. Но опыт авторов данной статьи, реализующих программы уроков психологии более 10 лет в образовательных учреждениях, показывает, что подростку порою лег­че обратиться именно к учителю психологии за про­фессиональной помощью, чем прийти на прием к не­знакомому для него специалисту.

При консультировании подростков важно установ­ление доверительных отношений, ребенок должен быть уверен, что может доверять взрослому. При этом важно показать подростку ценность его интересов и переживаний в данный момент времени. Основные сложности при консультировании этой группы клиен­тов — проведение и интерпретация результатов психодиагностики (повышенная вероятность недосто­верности данных) и сложность рефлексии результа­тов консультирования самим подростком. Поэтому в консультировании подростков наиболее предпочти­тельна специально построенная беседа, направлен­ная на профилактику и просвещение, нежели глубо­кая психотерапевтическая работа.

Еще одной важной особенностью консультирова­ния подростков становится более продолжительный, чем со взрослыми клиентами, период налаживания контакта и формулирования запроса. Подростки на­много чаще, чем взрослые люди, приходят на консуль­тацию с запросом, который на самом деле не является истинным, начинают обсуждение с несущественных для них вопросов, а иногда и вовсе не могут сформу­лировать запрос к психологу. Задача психолога-консультанта в процессе беседы — расположить к себе подростка, помочь подростку сформулировать запрос и выстроить схему работы по данному запросу. По­этому первичная консультация подростка может прой­ти в беседе о его интересах, увлечениях, эмоциональ­ном настрое, распорядке дня или играх, в которые он любит играть с друзьями или на компьютере. В нача­ле беседы не следует задавать прямых вопросов о душевном состоянии ребенка и давать множество диагностических заданий — все это чаще всего ведет к повышению тревожности или потере интереса к не­посредственному общению со специалистами. В то же время, хочется отметить, что применение диагно­стических методик иногда, наоборот, способствует снятию ситуативной тревожности, повышению инте­реса к процессу психологического консультирования и позволяет несколько отсрочить обсуждение острых проблем и установить более доверительный контакт. Специалисту важно ориентироваться на актуальное эмоциональное состояние подростка во время кон­сультативной встречи и выбирать методы, адекватные конкретной ситуации.

Еще одна особенность психологического консуль­тирования подростков связана с сокрытием подрос­тком на первичной встрече «истинного клиента». Не­редко подростки приходят на консультацию и говорят о том, что у их друга (подруги) случилась какая-то ис­тория — конфликт с учителем, бьют родители, несча­стная любовь или даже суицидальные мысли. Возра­стной психолог-консультант в данном случае должен помнить о том, что, возможно, данный запрос отно­сится к тому подростку, который пришел за психоло­гической помощью, что это именно он и есть клиент психолога, но пока в силу различных причин не готов говорить от первого лица. Такой способ обращения за помощью защищает подростка от разных негатив­ных чувств — стыда, смущения, тревоги, недоверия, страха. В процессе работы, когда между подростком и психологом возникают доверительные отношения, подросток сможет открыть больше информации по обсуждаемой теме.

Психологическое консультирование — это не толь­ко обсуждение эмоционального состояния обратив­шегося, но и помощь в анализе сложившейся у клиента жизненной ситуации, в которой он в настоящее время испытывает дискомфорт и затруднение, акту­ализация процесса ценностного смыслообразования. Такие же задачи ставят перед системой образования авторы мыследеятельностной педагогики (Ю.В. Громыков, Л.Н. Алексеева и др.). В одном из исследова­ний, посвященном изучению ситуации становления личностных смыслов у подростков, Л.Н. Алексеева указывает, что в ходе анализа ситуации большинством подростков фиксируется, что им необходимо выра­ботать свои основания для преодоления:

  • давления со стороны общества потребления (на­вязывающего как основную ценность обладание материальными благами);
  • давления со стороны технологий (наличие готовых решений), со стороны интернета (включение час­то в бессмысленные временные затраты);
  • идеологического давления и т. д.

При этом преодоление должно быть связано не только и не столько с отказом от современных тех­нологий, сетевого общения, карьерного роста, а с вы­работкой личной позиции, которая могла бы подчинять более частные интересы и разрушать зависимость от внешних факторов. Задача мыследеятельностной пе­дагогики в работе со смыслообразованием у подрос­тков состоит в помощи им в выстраивании своей по­зиции в мыследеятельности. Чтобы это реализовать, необходимо выполнить следующие требования: ра­ботать с долгосрочными целями подростков, создать условия для их открытости к культурному содержанию и помочь в преодолении антропоцентризма [1, с. 51]. Реализация данных требований, по мнению Л.Н. Алек­сеевой, наиболее эффективна в ходе организацион­но-деятельностной игры с применением проектных технологий. Данная деятельность является педагоги­ческим средством, позволяющим подростку начать отвечать на вызовы через овладение своим рассуд­ком для осуществления действия, определение себя в отношении к культурному и социальному содержа­нию жизни. При этом данная технология должна не просто обеспечить возникновение у подростка сум­мы изолированных способностей и компетенций (сво­боду, автономность, ответственность, осведомлен­ность, информированность и др.), но выстроить полноту связи мыслей, общения и действий, развер­тывание которой позволяет перейти к взрослости [1, с. 55-56]. Нам представляется, что использование данных принципов уместно и в психологическом кон­сультировании подростков, так как помогает решать задачи данного возраста актуальными для него тех­нологиями и средствами.

Одной из особенностей современных подростков является их активное использование сети Интернет. По данным анализа психологических исследований, проведенных А.В. Жилинской, Интернет можно рас­сматривать как ресурс для решения задач подрост­кового возраста [5].

В России существует практика установления пси­хологом контакта с подростками на сайтах компью­терных игр и социальных сетей, приглашения их к уча­стию в проектах, которые призваны обеспечить под­ростку получение нового деятельностного и социаль­ного опыта [5, 6].

Педагог-психолог также может использовать Ин­тернет как ресурс для психологического консультиро­вания подростков, имеющих трудности в непосред­ственном межличностном общении или зависимое поведение от Интернета. Цель деятельности психо­лога — поддержка подростков в решении возрастных задач и включение их в социальную жизнь общества. Нам близка позиция А.В. Кондрашкина, отмечающе­го, что психологическое сопровождение в Интернете должно строиться вокруг ценностей живого общения, творческой самореализации и заботы о себе [6]. Во­круг этих ценностей специалисты могут организовы­вать разнообразные формы работы, направленные на разрешение задач подросткового возраста, напри­мер, совместные творческие и/или социальные про­екты, направленные на помощь другим людям. При этом важно стимулировать подростков к участию в очных встречах и мероприятиях, которые позволят интегрировать получаемые подростком онлайн навы­ки в его повседневный опыт. Роль психолога за­ключается в повышении уровня коммуникативных способностей подростков, помощи в рефлексии по­следствий тех или иных действий и поступков, под­держке в освоении навыков заботы о себе и своей безопасности в общении, создании условий для раз­вития адекватной самооценки и самовыражения под­ростков [6].

Основные темы психологического консультирования подростков

В практике школьного психолога консультирова­ние подростков наиболее распространено по сравне­нию с консультированием всех остальных участников образовательного процесса. Основные причины об­ращения следующие:

  • взаимоотношения со сверстниками (своего и про­тивоположного пола), взрослыми (родителями, педагогами);
  • профессиональное и личностное самоопределе­ние, проблемы самопознания, саморазвития и са­моактуализации;
  • глубокие эмоциональные переживания (горе, пе­чаль, стресс, депрессия, потеря смысла жизни, су­ицидальные наклонности);
  • проблема саморегуляции собственного поведе­ния, невозможность контролировать свои пережи­вания и поступки;
  • отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости;
  • преодоление кризиса идентичности;
  • осознания своего предназначения, экзистенци­альный анализ своей судьбы;
  • отклоняющееся (девиантное) поведение, пробле­мы зависимости (алкоголизм, наркомания, игро­вая зависимость).

Из опыта авторов статьи, проблемы во взаимоот­ношениях с окружающими являются одной из самых частых и распространенных причин обращения под­ростков к педагогу-психологу. Отношения с друзья­ми являются важной частью жизни подростка. Обыч­но подростков волнуют резкие изменения в отношениях с друзьями, когда вдруг лучший друг или подруга начинают больше времени проводить с дру­гими людьми. Часто это воспринимается как преда­тельство, глубоко ранит подростков и может вызывать яркие эмоциональные реакции. В этих случаях рабо­та психолога сосредотачивается на эмоциональной поддержке ребенка, совместном рассмотрении при­чин сложившейся ситуации и поиске ресурсов для снятия эмоционального напряжения.

Тема любви и влюбленности, отношений между мужчиной и женщиной — вторая по распространен­ности причин обращения за психологической консуль­тацией. Половая идентификация — важная задача подросткового возраста. Подростки сталкиваются с изменениями своего тела, к которым часто оказыва­ются не готовы. Несмотря на огромный поток инфор­мации об отношениях полов, сексуальности и сексу­альных отношениях на телевидении и в сети Интернет, подростки не всегда понимают всего происходящего с ними. Для профилактики нарушений половой иден­тификации необходима комплексная работа педаго­гического коллектива и родителей по половому про­свещению подростков, например, организация учителем биологии с педагогом-психологом бинар­ных уроков, направленных на информирование под­ростков об особенностях физиологического протека­ния взросления. Практика проведения подобных занятий авторами статьи позволяет утверждать, что данные уроки повышают мотивацию и готовность к обращению за психологической помощью на ранних стадиях развития проблем в этой области.

Третий по распространённости запрос в подрост­ковом возрасте — это тема самоопределения (лич­ностного, межличностного, профессионального) — определение жизненного предназначения, выбора профессии и профессиональных склонностей. Совре­менная система сдачи экзаменов в форме единого государственного экзамена привела к ряду новых сложностей в выборе профессии у некоторых выпус­кников школ, не готовых психологически брать ответ­ственность за собственный выбор. Возможность вы­брать несколько вузов и разные специальности приводит к тому, что некоторые подростки выбирают профессию по уровню баллов за экзамены. Консуль­тирование по вопросам профессионального само­определения может помочь подросткам определить­ся в своих склонностях, интересах, умениях и на основе этого выбрать подходящую им профессию и способ овладения ею.

Авторы исследования, посвященного изучению перспектив современных подростков в контексте жиз­ненной траектории (А.А. Бочавер, А.В. Жилинская, К.Д. Хломов), утверждают, что в условиях хроничес­кой неопределенности и трудностей прогнозирования социальной динамики, которые наблюдаются в совре­менном обществе, подростки более нуждаются в де­ятельности по обсуждению, освоению, пробам и экс­периментированию в области проектирования своего жизненного пути. Задачей психолого-педагогическо­го сопровождения, в том числе психологического кон­сультирования, становится повышение осознаннос­ти подростков в областях своих сильных и слабых сторон, индивидуальных тактик в решении отдельных жизненных задач и выстраивании системы приорите­тов, которые будут опосредованно влиять на дости­гаемые результаты, повышение уровня контактности и определенности [3, с. 35].

Психологическое консультирование подростков является одной из форм психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и должно осуществляться специалистами, имеющими специаль­ную профессиональную подготовку в области психо­логического консультирования. В многопрофильной психологической службе эти функции может выпол­нять возрастной (линейный) психолог и/или психолог- консультант [12, 13].

Психологическое консультирование подростков находит свое отражение во всех направления (про­граммах) психологического сопровождения основной образовательной программы [15]:

  • психологическое сопровождение учебной дея­тельности (консультирование по вопросам инди­видуализации, дифференциации и профилизации обучения; помощь в самопознании, развитии спо­собностей, универсальных учебных действий и метапредметных образовательных результатов; помощь в преодолении трудностей обучения и тре­вожности в ситуации итоговой аттестации);
  • психологическое сопровождение программы вос­питания и социализации (консультирование по вопросам адаптации и социализации, профилак­тика социальных рисков и различных форм откло­няющегося поведения; сохранение и укрепление психологического здоровья подростков; развитие психологической культуры, ценностных ориента­ций и личностных образовательных результатов);
  • психологическое сопровождение коррекционной работы (консультирование детей с особыми воз­можностями здоровья).