Введение
К настоящему времени в отечественной и в зарубежной практике накоплен опыт оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате кризисной ситуации, которая реализуется согласно комплексу мер. Они являются структурными компонентами различных моделей, применяемых отдельными ведомствами, организациями.
Существующие модели оказания экстренной психологической помощи условно можно разделить на два вида:
- организационные, описывающие направления деятельности по организации работы службы, оказывающей экстренную психологическую помощь;
- содержательные, отражающие этапы работы психолога с пострадавшим, включая формы, методы, техники оказания психологической помощи.
Обзор зарубежных практик оказания экстренной психологической помощи пострадавшим Модель PAR (preparation, action, recovery), авторами которой являются МакАдамс и Кинер
[6], предполагает прохождение школьными психологами докризисной подготовки, обучение действиям во время кризиса и основам посткризисного восстановления пострадавших. Структуру данной модели составляют шесть этапов:- общая подготовка школьных психологов к работе в условиях кризисной ситуации;
- определение эмоциональной и технологической готовности школьных психологов к работе в кризисной ситуации;
- эффективное содействие деэскалации кризисной ситуации и оказание экстренной психологической помощи пострадавшим;
- осведомленность педагогов-психологов о возможных угрозах в ходе оказания психологической помощи пострадавшим и о способах их преодоления;
- осуществление посткризисного психологического сопровождения пострадавших с целью преодоления неблагоприятных последствий кризисной ситуации и восстановления психоэмоционального состояния пострадавших;
- оказание содействия участникам травмирующего события во избежание возможных рисков в ходе восстановления психоэмоционального состояния.
В Корее разработан протокол Children in Disaster: Evaluation and Recovery (CIDER) V1.0 для детей и подростков. CIDER — это терапевтическая работа, которая помогает стабилизировать симптомы реагирования на травму у детей и подростков и включает семь сеансов.
Реализация протокола CIDER направлена на содействие способности самопомощи в нормализации психологических реакций детей и подростков, регуляции эмоций, управлении стрессом и повышении возможности совладания.
Протокол CIDER может быть применен к индивидуальной, групповой терапии и включает семь 50-минутных сессий с группой детей и подростков.
- Первая сессия посвящена психологическому просвещению и информированию, а также техникам релаксации. Просвещение и информирование способствуют осознанию и пониманию психологических симптомов травматизации. Среди техник релаксации применяется глубокое и брюшное дыхание.
- Второй сеанс включает в себя навыки релаксации с использованием упражнений на заземление, основанных на технике EMDR.
- Третий сеанс включает упражнения на сдерживание, которое позволяет эффективно контролировать и саморегулировать повторяющиеся инвазивные воспоминания, образы, психологический дискомфорт и ответные реакции организма.
- Четвертая сессия фокусируется на записи последовательности и упражнениях в безопасном месте.
- Пятая сессия включает в себя разработку и установку ресурсов, которые усиливают положительную динамику.
- Шестая сессия посвящена обучению тому, как управлять повторяющимися и неприятными сновидениями и воспоминаниями с помощью создания образов.
- В ходе седьмой сессии участники анализируют свой опыт работы с программой CIDER, представляют желаемый образ будущего.
Модель «Управление стрессом, вызванным травматическим событием» (CISM — Crisis Incident Stress Management) (Everly, Mitchell, 1999) представляет интегративную систему кризисного вмешательства, которая состоит из следующих этапов деятельности [3]:
- докризисная подготовка. На данном этапе реализуется информационно-обучающая работа, направленная на повышение психологической устойчивости лиц, которые особо подвержены психологической травматизации;
- составление плана действий в условиях кризисной ситуации;
- оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в индивидуальной форме;
- организация обсуждений в малых группах;
- дебрифинг — форма психологической работы с группой людей, оказавшихся в одной кризисной ситуации;
- организация психологической работы с семьей пострадавшего;
- взаимодействие с другими организациями по обмену информации, совместному оказанию помощи пострадавшим;
- содействие в оказании дополнительной психологической помощи и/или лечения в случае необходимости.
Интересным представляется модель в формате медико-психологической ячейки неотложной помощи (cellule d’urgence médico-psychologique, CUMP) [5]: мобильное подразделение психического здоровья, которое обеспечивает немедленное краткосрочное вмешательство в ситуациях коллективной психологической травмы в каждом департаменте Франции.
Модель французской неотложной помощи в кризисной ситуации представляет последовательность нескольких этапов:
- эмоциональная поддержка пострадавших;
- информирование с последующей реструктуризацией иррациональных страхов, в том числе о нормальности острой стрессовой реакции и ее ожидаемом течении в ближайшие недели после происшествия;
- рекомендации по ограничению воздействия средств массовой информации и количества разговоров о травме для наиболее тревожных детей, а также предупреждение о чрезмерной защите;
- мотивирование на соблюдение рекомендованных мероприятий, если это возможно (включая поездки на каникулы, в ясли, детский сад или местный центр отдыха);
- оказание бесплатной дистанционной помощи детям и подросткам с острой стрессовой реакцией легкой и средней степени тяжести, если симптомы острой стрессовой реакции обострились или сохраняются по истечении месяца со дня происшествия.
Параллельно специалисты CUMP осуществляют наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием несовершеннолетних пострадавших с целью выявления детей и подростков, проявляющих экстремальные и острые стрессовые реакции, взаимосвязанные с предшествующими психическими расстройствами, и, следовательно, нуждающихся в последующем наблюдении в рамках психиатрической помощи.
Отечественные практики оказания экстренной психологической помощи пострадавшим
Рассмотрим модель оказания экстренной психологической помощи антикризисного подразделения Центра по организации психологической помощи субъектам образовательного процесса в кризисных и экстремальных ситуациях, а также комплексное сопровождение образовательных организаций в их деятельности по созданию психологически безопасной образовательной среды г. Рязани [1]. Данная модель включает в себя два основных модуля:
- практическая деятельность, которая направлена на оказание экстренной психологической помощи детям, подросткам, родителям, руководителям, педагогам, в той или иной мере пострадавшим в результате кризисной ситуации; психолого-медико-социальное сопровождение детей и подростков, пострадавших или вовлеченных в кризисную ситуацию, а также профилактику в образовательной организации явлений, снижающих уровень психологической безопасности;
- организационно-методическая деятельность — содействие образовательным организациям, школьным антикризисным подразделениям и специалистам социально-психологической службы в повышении качества их работы по профилактике и преодолению кризисных ситуаций.
Результаты научного анализа зарубежного и отечественного опыта оказания экстренной психологической помощи констатируют недостаточную разработанность моделей, отражающих содержательную работу специалиста с пострадавшими в различных кризисных ситуациях. Как правило, существующие модели подробно отображают деятельность психолога в конкретных кризисных ситуациях: суицид, жестокое обращение [4; 6]. Также описываются алгоритмы оказания экстренной психологической помощи при острых эмоциональных состояниях [2]: аффективные, панические, фобические, агрессивные и др.
Проведенный анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате кризисной ситуации позволяет определить актуальные структурные компоненты, наличие которых требуется предусмотреть в модели оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательных отношений:
- полибригадная направленность оказываемой помощи;
- своевременное выявление необходимости оказания медицинской помощи пострадавшим, в том числе психиатрической;
- очное и дистанционное оказание экстренной психологической помощи;
- индивидуальная и групповая работа с пострадавшими;
- организационно-методическая помощь сотрудникам образовательной организации, на территории которой произошло кризисное событие;
- пролонгированное сопровождение пострадавших и др.
При построении целостной комплексной системы оказания экстренной психологической помощи участникам образовательных отношений целесообразно рассматривать трехуровневый подход, включающий федеральный, региональный и локальный уровни модели.
I. Федеральный уровень оказания экстренной психологической помощи.
Алгоритм действий мобильной бригады в составе специалистов психологов системы образования Минпросвещения России в случае возникновения кризисной / чрезвычайной ситуации в образовательной организации (далее — ОО).
В случае возникновения в образовательной организации кризисной или чрезвычайной ситуации Минпросвещения России при необходимости направляет в адрес ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» запрос на оказание сотрудниками сектора экстренного реагирования и консультирования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации (далее — ФКЦ) кризисной и экстренной психологической помощи пострадавшим с привлечением мобильной бригады в составе специалистов — психологов системы образования Минпросвещения России.
Деятельность выездной бригады реализуется в соответствии с алгоритмом, включающим
3 этапа.
- На подготовительном этапе на базе ФКЦ осуществляется:
- сбор необходимой информации о возникшей чрезвычайной / кризисной ситуации.
- из числа сотрудников ФКЦ определяется состав выездной бригады, обозначается роль каждого члена созданной группы;
- на основании собранных данных готовится первичный план работы со всеми участниками чрезвычайной / кризисной ситуации;
- с целью получения дополнительной информации и координации совместных действий устанавливается взаимодействие с руководством образовательной организации, администрацией населенного пункта, на территории которого располагается образовательная организация.
- Основной этап реализуется на базе образовательной организации и включает в себя несколько стадий.
В ходе подготовительного этапа проводится
- совещание с оперативным штабом, сформированным из представителей Минпросвещения России, администрации населенного пункта и образовательной организации, а также представителей ОИВ в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних;
- в ходе совещания происходит оценка ситуации на месте происшествия;
- формируется и координируется сводная группа специалистов различных ведомств, привлеченных к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи;
- проводится обучение специалистов на местах.
В ходе основного этапа:
- создается консультативный пункт;
- проводится собрание с педагогическим составом образовательной организации;
- до групп обучающихся (классов) доводится информация о возможности обращения к специалистам «Детского телефона доверия», выявляются потребности обучающихся в оказании им психологической помощи;
- на основании полученной информации проводится групповая и индивидуальная психологическая работа со всеми участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями (законными представителями);
- …педагогическими работниками) и другими категориями пострадавших;
- при необходимости производится сопровождение траурных и иных мероприятий;
- на основании проделанной работы осуществляется ведение документации, готовятся ежедневные отчеты о работе, в оперативный штаб передаются актуальные сведения.
На заключительном этапе:
- информация о выявленной группе риска передается психологам на местах для оказания пролонгированной помощи;
- всех заинтересованных лиц информируют о возможности получения такого вида помощи;
- на заключительном совещании с участием представителей образовательной организации, администрации населенного пункта и ОИВ в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних подводятся итоги проведенных мероприятий. В конце этого этапа также осуществляется супервизия специалистов психологических служб муниципалитета.
- В ходе заключительного этапа в условиях ФКЦ:
- осуществляется подготовка отчета о проведенных мероприятиях на месте оказания кризисной и экстренной психологической помощи;
- со специалистами выездной группы проводятся мероприятия, направленные на профилактику выгорания, организуется обмен опытом;
- специалисты ФКЦ по запросу психологов на местах оказывают им дальнейшую методическую поддержку в дистанционном формате;
- данные о лицах, которым была оказана помощь, собираются и передаются специалистам для организации дальнейшей работы.
II. Региональный уровень оказания экстренной психологической помощи (на примере г. Москвы (2012–2017 гг.)
В рамках организации деятельности по оказанию экстренной психологической помощи в г. Москве с 2012 по 2017 гг. реализовывался беспрерывный мониторинг оперативной ежедневной сводки о происшествиях в образовательных организациях г. Москвы. Ведущей целью данного мониторинга являлось выявление происшествий, требующих оказания экстренной психологической помощи, — преимущественно, в случаях суицидов обучающихся.
Организационную структуру оказания экстренной психологической помощи в г. Москве составляли 4 этапа деятельности.
- Подготовительный этап реализовывался в условиях центра экстренной психологической помощи (далее — ЦЭПП). На данном этапе осуществлялись:
- сбор дополнительной информации о произошедшем кризисном событии с помощью анализа публикаций в средствах массовой информации, в том числе сети интернет;
- установление контакта с администрацией образовательной организации, на территории которой произошло кризисное событие;
- формирование и направление в адрес образовательной организации группы сотрудников для оказания экстренной психологической помощи на месте происшествия.
- Основной этап осуществлялся на базе образовательной организации с помощью таких мероприятий, как:
- совещание сотрудников ЦЭПП с администрацией образовательной организации, направленное на формирование комплексного плана работы, координирующего деятельность специалистов по оказанию экстренной психологической помощи;
- информационно-просветительская беседа с педагогическим коллективом, посвященная вопросам организации взаимодействия с обучающимися с учетом вероятных социальных, психологических и иных последствий произошедшего кризисного события;
- информирование групп обучающихся (классов) с целью предотвращения возможного неблагоприятного воздействия дезинформации о случившемся;
- групповая психологическая работа с одноклассниками суицидента, направленная на снижение риска возникновения психологической травмы в связи с эмоционально выраженным восприятием произошедшего кризисного события. Также на основном этапе деятельности проводилась информационно-психологическая работа с родителями в индивидуальной и групповой форме по нормализации их эмоционального состояния, рекомендациям по взаимодействию с детьми с учетом произошедшего кризисного события.
На базе организованного временного консультативного пункта проводились:
- индивидуальные консультации, работа в малых группах с участниками образовательных отношений;
- консультации родителей;
- информационно-психологическая работа с родителями (индивидуально и в группах);
- при необходимости сотрудники ЦЭПП осуществляли сопровождение траурных мероприятий.
- Завершающий этап на базе образовательной организации. В ходе данного этапа сотрудники ЦЭПП:
- выделяли группу риска из участников образовательных отношений, нуждающихся в пролонгированной психологической помощи;
- при необходимости к совместной работе с сотрудниками ЦЭПП привлекались специалисты государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОгМ), в том числе для оказания экстренной и пролонгированной психологической помощи пострадавшим в результате кризисного события;
- важным мероприятием завершающего этапа являлась организация итогового совещания с представителями образовательной организации, на территории которой произошел суицид. В ходе совещания подводились итоги, анализировалась совместная деятельность по оказанию экстренной психологической помощи, формировался план пролонгированной психологической помощи нуждающимся участникам образовательных отношений.
- Завершающий этап на базе ЦЭПП включал:
- подготовку отчета для ГБУ ГППЦ ДОгМ;
- передачу информации о выявленной группе риска в ГБУ ГППЦ ДОгМ для развертывания пролонгированного сопровождения образовательной организации либо индивидуальной пролонгированной помощи участникам образовательных отношений;
- по поступившим запросам реализовывалась супервизия сложных случаев, а также индивидуальное консультирование участников образовательных отношений.
III. Локальный уровень оказания экстренной психологической помощи.
Алгоритм действий психологов образовательной организации в случае возникновения в ней кризисной / чрезвычайной ситуации.
В случае возникновения кризисной или чрезвычайной ситуации в образовательной организации реализуются следующие этапы работы.
- Подготовительный этап. На данном этапе поступает информация о возникновении кризисной / чрезвычайной ситуации в образовательной организации. После проведенного анализа информации о происшествии информируются сотрудники, привлекаемые к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи, а также производится оценка наличия ресурсов и формирование группы специалистов для оказания кризисной и экстренной психологической помощи.
- Основной этап реализуется в ходе участия специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь в совещании с администрацией населенного пункта, администрацией образовательной организации и представителями в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних на месте происшествия. По итогам совещания создается первичный план оказания кризисной и экстренной психологической помощи всем участникам образовательных отношений. Организуется деятельность по прохождению вводного инструктажа по оказанию кризисной и экстренной психологической помощи всеми специалистами, привлекаемыми к оказанию помощи.
В рамках основного этапа организуется консультативный пункт по оказанию психологической помощи пострадавшим участникам образовательных отношений; реализуются собрания с педагогическим составом образовательной организации; информируются группы обучающихся (классов) и выявляются потребности в психологической помощи. Особое внимание уделяется групповой и индивидуальной психологической работе с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами и другими категориями пострадавших. При необходимости реализуется сопровождение траурных и иных мероприятий. В ходе данного этапа сотрудники осуществляют ведение документации, подготовку ежедневных отчетов о проделанной работе, передачу актуальных сведений в оперативный штаб.
Заключительной работой основного этапа является завершение оказания кризисной и экстренной психологической помощи, выявление групп риска и информирование заинтересованных лиц о возможности получения пролонгированной психологической помощи. Важным мероприятием является итоговое совещание с администрацией образовательной организации по анализу оказания кризисной и экстренной психологической помощи. Также среди специалистов, оказывающих помощь пострадавшим, организуется психологический шеринг, который позволяет обсудить в профессиональном сообществе полученный опыт по оказанию кризисной и экстренной психологической помощи.
- Завершающим этапом алгоритма действий психологов является этап пролонгированной работы на базе образовательной организации, который включает в себя деятельность по оказанию дальнейшей психологической помощи на базе образовательной организации с пострадавшими, отнесенными к группе риска; обмен опытом между специалистами, оказывающими кризисную и экстренную психологическую помощь. При необходимости формируется запрос на дополнительное обучение сотрудников, привлекаемых к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи в образовательной организации. Особого внимания в ходе завершающего этапа заслуживает скрининг состояния пострадавших из числа участников образовательных отношений для мониторинга результативности оказания психологической помощи.
Заключение
Анализ существующих и разработка новых моделей оказания экстренной психологической помощи в рамках трехуровневого подхода позволили установить необходимость организационных и процессуальных аспектов межведомственного взаимодействия при оказании экстренной психологической помощи по ключевым проблемам современного детства. В связи с чем необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне регламент межведомственного взаимодействия и формы сопроводительных документов, которые могут быть использованы специалистами на местах с учетом региональной специфики и реальной ситуации, в том числе доступности специалистов различных ведомств.