Введение

К настоящему времени в отечественной и в зарубежной практике накоплен опыт оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате кризисной ситуации, которая реализуется согласно комплексу мер. Они являются структурными компонентами различных моделей, применяемых отдельными ведомствами, организациями.

Существующие модели оказания экстренной психологической помощи условно можно разделить на два вида:

  • организационные, описывающие направления деятельности по организации работы службы, оказывающей экстренную психологическую помощь;
  • содержательные, отражающие этапы работы психолога с пострадавшим, включая формы, методы, техники оказания психологической помощи.

Обзор зарубежных практик оказания экстренной психологической помощи пострадавшим Модель PAR (preparation, action, recovery), авторами которой являются МакАдамс и Кинер

[6],  предполагает прохождение школьными психологами докризисной  подготовки,  обучение  действиям во время кризиса и основам посткризисного восстановления пострадавших. Структуру данной модели составляют шесть этапов:

  1. общая подготовка школьных психологов к работе в условиях кризисной ситуации;
  2. определение эмоциональной и технологической готовности школьных психологов к работе в кризисной ситуации;
  3. эффективное содействие деэскалации кризисной ситуации и оказание экстренной психологической помощи пострадавшим;
  4. осведомленность педагогов-психологов о возможных угрозах в ходе оказания психологической помощи пострадавшим и о способах их преодоления;
  5. осуществление посткризисного психологического сопровождения пострадавших с целью преодоления неблагоприятных последствий кризисной ситуации и восстановления психоэмоционального состояния пострадавших;
  6. оказание содействия участникам травмирующего события во избежание возможных рисков в ходе восстановления психоэмоционального состояния.

В Корее разработан протокол Children in Disaster: Evaluation and Recovery (CIDER) V1.0 для детей и подростков. CIDER — это терапевтическая работа, которая помогает стабилизировать симптомы реагирования на травму у детей и подростков и включает семь сеансов.

Реализация протокола CIDER направлена на содействие способности самопомощи в нормализации психологических реакций детей и подростков, регуляции эмоций, управлении стрессом и повышении возможности совладания.

Протокол CIDER может быть применен к индивидуальной, групповой терапии и включает семь 50-минутных сессий с группой детей и подростков.

  • Первая сессия посвящена психологическому просвещению и информированию, а также техникам релаксации. Просвещение и информирование способствуют осознанию и пониманию психологических симптомов травматизации. Среди техник релаксации применяется глубокое и брюшное дыхание.
  • Второй сеанс включает в себя навыки релаксации с использованием упражнений на заземление, основанных на технике EMDR.
  • Третий сеанс включает упражнения на сдерживание, которое позволяет эффективно контролировать и саморегулировать повторяющиеся инвазивные воспоминания, образы, психологический дискомфорт и ответные реакции организма.
  • Четвертая сессия фокусируется на записи последовательности и упражнениях в безопасном месте.
  • Пятая сессия включает в себя разработку и установку ресурсов, которые усиливают положительную динамику.
  • Шестая сессия посвящена обучению тому, как управлять повторяющимися и неприятными сновидениями и воспоминаниями с помощью создания образов.
  • В ходе седьмой сессии участники анализируют свой опыт работы с программой CIDER, представляют желаемый образ будущего.

Модель «Управление стрессом, вызванным травматическим событием» (CISM — Crisis Incident Stress Management) (Everly, Mitchell, 1999) представляет интегративную систему кризисного вмешательства, которая состоит из следующих этапов деятельности [3]:

  1. докризисная подготовка. На данном этапе реализуется информационно-обучающая работа, направленная на повышение психологической устойчивости лиц, которые особо подвержены психологической травматизации;
  2. составление плана действий в условиях кризисной ситуации;
  3. оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в индивидуальной форме;
  4. организация обсуждений в малых группах;
  5. дебрифинг — форма психологической работы с группой людей, оказавшихся в одной кризисной ситуации;
  6. организация психологической работы с семьей пострадавшего;
  7. взаимодействие с другими организациями по обмену информации, совместному оказанию помощи пострадавшим;
  8. содействие в оказании дополнительной психологической помощи и/или лечения в случае необходимости.

Интересным представляется модель в формате медико-психологической ячейки неотложной помощи (cellule d’urgence médico-psychologique, CUMP) [5]: мобильное подразделение психического здоровья,  которое обеспечивает немедленное  краткосрочное вмешательство в ситуациях коллективной психологической травмы в каждом департаменте Франции.

Модель французской неотложной помощи в кризисной ситуации представляет последовательность нескольких этапов:

  1. эмоциональная поддержка пострадавших;
  2. информирование с последующей реструктуризацией иррациональных страхов, в том числе о нормальности острой стрессовой реакции и ее ожидаемом течении в ближайшие недели после происшествия;
  3. рекомендации по ограничению воздействия средств массовой информации и количества разговоров о травме для наиболее тревожных детей, а также предупреждение о чрезмерной защите;
  4. мотивирование на соблюдение рекомендованных мероприятий, если это возможно (включая поездки на каникулы, в ясли, детский сад или местный центр отдыха);
  5. оказание бесплатной дистанционной помощи детям и подросткам с острой стрессовой реакцией легкой и средней степени тяжести, если симптомы острой стрессовой реакции обострились или сохраняются по истечении месяца со дня происшествия.

Параллельно специалисты CUMP осуществляют наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием несовершеннолетних пострадавших с целью выявления детей и подростков, проявляющих экстремальные и острые стрессовые реакции, взаимосвязанные с предшествующими психическими  расстройствами,  и,  следовательно,  нуждающихся  в  последующем  наблюдении  в рамках психиатрической помощи.

 

Отечественные практики оказания экстренной психологической помощи пострадавшим

Рассмотрим модель оказания экстренной психологической помощи антикризисного подразделения Центра по организации психологической помощи субъектам образовательного процесса в кризисных и экстремальных ситуациях, а также комплексное сопровождение образовательных организаций в их деятельности по созданию психологически безопасной образовательной среды г. Рязани [1]. Данная модель включает в себя два основных модуля:

  • практическая деятельность, которая направлена на оказание экстренной психологической помощи детям, подросткам, родителям, руководителям, педагогам, в той или иной мере пострадавшим в результате кризисной ситуации; психолого-медико-социальное сопровождение детей и подростков, пострадавших или вовлеченных в кризисную ситуацию, а также профилактику в образовательной организации явлений, снижающих уровень психологической безопасности;
  • организационно-методическая деятельность — содействие образовательным организациям, школьным  антикризисным  подразделениям  и  специалистам  социально-психологической службы в повышении качества их работы по профилактике и преодолению кризисных ситуаций.

Результаты научного анализа зарубежного и отечественного опыта оказания экстренной психологической помощи констатируют недостаточную разработанность моделей, отражающих содержательную работу специалиста с пострадавшими в различных кризисных ситуациях. Как правило, существующие модели подробно отображают деятельность психолога в конкретных кризисных ситуациях: суицид, жестокое обращение [4; 6]. Также описываются алгоритмы оказания экстренной психологической помощи при острых эмоциональных состояниях [2]: аффективные, панические, фобические, агрессивные и др.

 

Проведенный анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате кризисной ситуации позволяет определить актуальные структурные компоненты, наличие которых требуется предусмотреть в модели оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательных отношений:

  1. полибригадная направленность оказываемой помощи;
  2. своевременное выявление необходимости оказания медицинской помощи пострадавшим, в том числе психиатрической;
  3. очное и дистанционное оказание экстренной психологической помощи;
  4. индивидуальная и групповая работа с пострадавшими;
  5. организационно-методическая помощь сотрудникам образовательной организации, на территории которой произошло кризисное событие;
  6. пролонгированное сопровождение пострадавших и др.

При построении целостной комплексной системы оказания экстренной психологической помощи участникам образовательных отношений целесообразно рассматривать трехуровневый подход, включающий федеральный, региональный и локальный уровни модели.

I.  Федеральный уровень оказания экстренной психологической помощи.

Алгоритм действий мобильной бригады в составе специалистов психологов системы образования Минпросвещения России в случае возникновения кризисной / чрезвычайной ситуации в образовательной организации (далее — ОО).

В случае возникновения в образовательной организации кризисной или чрезвычайной ситуации Минпросвещения России при необходимости направляет в адрес ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» запрос на оказание сотрудниками сектора экстренного реагирования и консультирования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации (далее — ФКЦ) кризисной и экстренной психологической помощи пострадавшим с привлечением мобильной бригады в составе специалистов  — психологов системы образования Минпросвещения России.

Деятельность  выездной  бригады  реализуется  в  соответствии  с  алгоритмом,  включающим

3 этапа.

  1. На подготовительном этапе на базе ФКЦ осуществляется:
    • сбор необходимой информации о возникшей чрезвычайной / кризисной ситуации.
    • из числа сотрудников ФКЦ определяется состав выездной бригады, обозначается роль каждого члена созданной группы;
    • на основании собранных данных готовится первичный план работы со всеми участниками чрезвычайной / кризисной ситуации;
    • с целью получения дополнительной информации и координации совместных действий устанавливается взаимодействие  с  руководством  образовательной  организации,  администрацией населенного пункта, на территории которого располагается образовательная организация.
  2. Основной этап реализуется на базе образовательной организации и включает в себя несколько стадий.

В ходе подготовительного этапа проводится

  • совещание с оперативным штабом, сформированным из представителей Минпросвещения России, администрации населенного пункта и образовательной организации, а также представителей ОИВ в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних;
  • в ходе совещания происходит оценка ситуации на месте происшествия;
  • формируется и координируется сводная группа специалистов различных ведомств, привлеченных к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи;
  • проводится обучение специалистов на местах.

 

В ходе основного этапа:

  • создается консультативный пункт;
  • проводится собрание с педагогическим составом образовательной организации;
  • до групп обучающихся (классов) доводится информация о возможности обращения к специалистам «Детского телефона доверия», выявляются потребности обучающихся в оказании им психологической помощи;
  • на основании полученной информации проводится групповая и индивидуальная психологическая работа со всеми участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями (законными представителями);
  • …педагогическими работниками) и другими категориями пострадавших;
  • при необходимости производится сопровождение траурных и иных мероприятий;
  • на основании проделанной работы осуществляется ведение документации, готовятся ежедневные отчеты о работе, в оперативный штаб передаются актуальные сведения.

На заключительном этапе:

  • информация о выявленной группе риска передается психологам на местах для оказания пролонгированной помощи;
  • всех заинтересованных лиц информируют о возможности получения такого вида помощи;
  • на заключительном  совещании  с  участием  представителей  образовательной  организации, администрации населенного пункта и ОИВ в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних подводятся итоги проведенных мероприятий. В конце этого этапа также осуществляется супервизия специалистов психологических служб муниципалитета.
  1. В ходе заключительного этапа в условиях ФКЦ:
    • осуществляется подготовка отчета о проведенных мероприятиях на месте оказания кризисной и экстренной психологической помощи;
    • со специалистами выездной группы проводятся мероприятия, направленные на профилактику выгорания, организуется обмен опытом;
    • специалисты ФКЦ по запросу психологов на местах оказывают им дальнейшую методическую поддержку в дистанционном формате;
    • данные о лицах, которым была оказана помощь, собираются и передаются специалистам для организации дальнейшей работы.

II. Региональный уровень оказания экстренной психологической помощи (на примере г. Москвы (2012–2017 гг.)

В рамках организации деятельности по оказанию экстренной психологической помощи в г. Москве с 2012 по 2017 гг. реализовывался беспрерывный мониторинг оперативной ежедневной сводки о происшествиях в образовательных организациях г. Москвы. Ведущей целью данного мониторинга являлось выявление происшествий, требующих оказания экстренной психологической помощи, — преимущественно, в случаях суицидов обучающихся.

Организационную  структуру  оказания  экстренной  психологической  помощи  в  г.  Москве  составляли 4 этапа деятельности.

  1. Подготовительный этап реализовывался в условиях центра экстренной психологической помощи (далее — ЦЭПП). На данном этапе осуществлялись:
    • сбор дополнительной информации о произошедшем кризисном событии с помощью анализа публикаций в средствах массовой информации, в том числе сети интернет;
    • установление контакта с администрацией образовательной организации, на территории которой произошло кризисное событие;
    • формирование и направление в адрес образовательной организации группы сотрудников для оказания экстренной психологической помощи на месте происшествия.
  1. Основной этап осуществлялся на базе образовательной организации с помощью таких мероприятий, как:
    • совещание сотрудников ЦЭПП с администрацией образовательной организации, направленное на формирование комплексного плана работы, координирующего деятельность специалистов по оказанию экстренной психологической помощи;
    • информационно-просветительская беседа с педагогическим коллективом, посвященная вопросам организации взаимодействия с обучающимися с учетом вероятных социальных, психологических и иных последствий произошедшего кризисного события;
    • информирование групп обучающихся (классов) с целью предотвращения возможного неблагоприятного воздействия дезинформации о случившемся;
    • групповая психологическая работа с одноклассниками суицидента, направленная на снижение риска возникновения психологической травмы в связи с эмоционально выраженным восприятием произошедшего кризисного события. Также на основном этапе деятельности проводилась информационно-психологическая работа с родителями в индивидуальной и групповой форме по нормализации их эмоционального состояния, рекомендациям по взаимодействию с детьми с учетом произошедшего кризисного события.

На базе  организованного  временного  консультативного пункта  проводились:

  • индивидуальные консультации, работа в малых группах с участниками образовательных отношений;
  • консультации родителей;
  • информационно-психологическая работа с родителями (индивидуально и в группах);
  • при необходимости сотрудники ЦЭПП осуществляли сопровождение траурных мероприятий.
  1. Завершающий этап на базе образовательной организации. В ходе данного этапа сотрудники ЦЭПП:
    • выделяли группу риска из участников образовательных отношений, нуждающихся в пролонгированной психологической помощи;
    • при необходимости к совместной работе с сотрудниками ЦЭПП привлекались специалисты государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОгМ), в том числе для оказания экстренной и пролонгированной психологической помощи пострадавшим в результате кризисного события;
    • важным мероприятием завершающего этапа являлась организация итогового совещания с представителями образовательной организации, на территории которой произошел суицид. В ходе совещания подводились итоги, анализировалась совместная деятельность по оказанию экстренной психологической помощи, формировался план пролонгированной психологической помощи нуждающимся участникам образовательных отношений.
  2. Завершающий этап на базе ЦЭПП включал:
    • подготовку отчета для ГБУ ГППЦ ДОгМ;
    • передачу информации о выявленной группе риска в ГБУ ГППЦ ДОгМ для развертывания пролонгированного сопровождения образовательной организации либо индивидуальной пролонгированной помощи участникам образовательных отношений;
    • по поступившим запросам реализовывалась супервизия сложных случаев, а также индивидуальное консультирование участников образовательных отношений.

III.  Локальный уровень оказания экстренной психологической помощи.

Алгоритм действий психологов образовательной организации в случае возникновения в ней кризисной / чрезвычайной ситуации.

В случае возникновения кризисной или чрезвычайной ситуации в образовательной организации реализуются следующие этапы работы.

  1. Подготовительный этап. На данном этапе поступает информация о возникновении кризисной / чрезвычайной ситуации в образовательной организации. После проведенного анализа информации о происшествии информируются сотрудники, привлекаемые к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи, а также производится оценка наличия ресурсов и формирование группы специалистов для оказания кризисной и экстренной психологической помощи.
  2. Основной этап реализуется в ходе участия специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь в совещании с администрацией населенного пункта, администрацией образовательной организации и представителями в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних на месте происшествия. По итогам совещания создается первичный план оказания кризисной и экстренной психологической помощи всем участникам образовательных отношений. Организуется деятельность по прохождению вводного инструктажа по оказанию кризисной и экстренной психологической помощи всеми специалистами, привлекаемыми к оказанию помощи.

В рамках основного этапа организуется консультативный пункт по оказанию психологической помощи пострадавшим участникам образовательных отношений; реализуются собрания с педагогическим составом образовательной организации; информируются группы обучающихся (классов) и выявляются потребности в психологической помощи. Особое внимание уделяется групповой и индивидуальной психологической работе с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами и другими категориями пострадавших. При необходимости реализуется сопровождение траурных и иных мероприятий. В ходе данного этапа сотрудники осуществляют ведение документации, подготовку ежедневных отчетов о проделанной работе, передачу актуальных сведений в оперативный штаб.

Заключительной работой основного этапа является завершение оказания кризисной и экстренной психологической помощи, выявление групп риска и информирование заинтересованных лиц о возможности получения пролонгированной психологической помощи. Важным мероприятием является итоговое совещание с администрацией образовательной организации по анализу оказания кризисной и экстренной психологической помощи. Также среди специалистов, оказывающих помощь пострадавшим, организуется психологический шеринг, который позволяет обсудить в профессиональном сообществе полученный опыт по оказанию кризисной и экстренной психологической помощи.

  1. Завершающим этапом алгоритма действий психологов является этап пролонгированной работы на базе образовательной организации, который включает в себя деятельность по оказанию дальнейшей психологической помощи на базе образовательной организации с пострадавшими, отнесенными к группе риска; обмен опытом между специалистами, оказывающими кризисную и экстренную психологическую помощь. При необходимости формируется запрос на дополнительное обучение сотрудников, привлекаемых к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи в образовательной организации. Особого внимания в ходе завершающего этапа заслуживает скрининг состояния пострадавших из числа участников образовательных отношений для мониторинга результативности оказания психологической помощи.

Заключение

Анализ существующих и разработка новых моделей оказания экстренной психологической помощи в рамках трехуровневого подхода позволили установить необходимость организационных и процессуальных аспектов межведомственного взаимодействия при оказании экстренной психологической помощи по ключевым проблемам современного детства. В связи с чем необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне регламент межведомственного взаимодействия и формы сопроводительных документов, которые могут быть использованы специалистами на местах с учетом региональной специфики и реальной ситуации, в том числе доступности специалистов различных ведомств.