Все основные профессиональные организации в области пси­хического здоровья обладают своими этическими кодексами. Дополнительно специальные кодексы могут касаться сфер прак­тики, которые недостаточно освещены в основном кодексе. На­пример, помимо центрального этического кодекса Американской психологической ассоциацией приняты также этические кодек­сы психотерапии с людьми нетрадиционной сексуальной ориен­тации (АРА, 2000), руководство по оказанию психологических услуг лицам, принадлежащим к другим этническим, лингвисти­ческим, культурным группам (АРА, 1993), и др. [7, 10].

Основной целью этического кодекса является защита благо­получия клиента и специалиста путем выявления принципов, ко­торыми можно руководствоваться в разрешении моральных про­блем.

Выделяются несколько задач этических кодексов:

  1. информирование специалистов о правильном и приемле­мом этическом поведении (знание и осмысление этих стандар­тов может помочь психологу расширить свое профессиональное сознание и прояснить собственные ценности и установки в рабо­те);
  2. этические стандарты представляют механизм обеспечения ответственности и профессиональной подотчетности (специали­сты не только сами обязаны соблюдать этические принципы и нормы, но и побуждаются к поддержке этического поведения коллег; в этом смысле, лучшая забота о благополучии кли­ента связана с практикой в духе этического кодекса);
  3. этический кодекс служит катализатором совер­шенствования практики, в частности, в процессе ин­терпретации и применения положений кодекса к кон­кретному случаю, а также при разрешении этических проблем [7].

В проекте федерального закона о психологичес­кой помощи населению Российской Федерации (http: //www.psychologos.ru/articles/view/federalnyy-zakon-o-psihologicheskoy-pomoschi-naseleniyu-v-rossiyskoy-federacii) экстренная психологическая помощь выде­ляется в качестве одной из основных форм помощи и описывается как «направленная на коррекцию акту­ального эмоционального состояния пострадавших и носящая завершенный характер, непосредственно на месте события оказывается: лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях физически, материаль­но, психологически; членам семей, другим родствен­никам и иным лицам, имеющим личные отношения с пострадавшими и погибшими при чрезвычайных си­туациях; очевидцам чрезвычайных ситуаций, находя­щимся в непосредственной близости к зоне чрезвы­чайных ситуаций; специалистам, участвующим в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

Согласно закону города Москвы «О психологичес­кой помощи населению в городе Москве» от 7 октяб­ря 2009 года №43 (http://msph.ru/?pagejd=5885), эк­стренная психологическая помощь представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

  1. оказание психологической помощи лицам, по­страдавшим при чрезвычайных ситуациях;
  2. профилактику и предотвращение развития пси­хических состояний, представляющих опасность для личности и общества».

Интересно, что ряд этических норм представлен в основных принципах деятельности по оказанию психологической помощи (см. статью 4 феде­рального закона). Аналогично и в законе о пси­хологической помощи города Москвы в статье 5 «Основные принципы оказания психологи­ческой помощи населению в городе Москве» приводятся нормы конфиденциальности, добровольности, профессионализма, являю­щиеся центральными в этических кодексах.

Статья 18 пункт 4.8 федерального закона обязывает специалиста соблюдать профессиональный кодекс этики психолога. На се­годняшний день основным этическим кодек­сом психолога, принятым в России, является кодекс Российского психологического обще­ства (2012). Он охватывает все виды и формы деятельности пси­холога и включает те же основные принципы, ко­торые приводятся в этическом кодексе европейс­кого психологического сообщества (www.efpa.eu/ethics/ethical-codes), во многом также повторяя эти­ческий кодекс Американской психологической ассо­циации.

К основополагающим относятся принципы ува­жения, компетентности, ответственности и честно­сти. Кроме того, был разработан кодекс этики и слу­жебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071519/ #ixzz55k3E0fdg). Проблеме этики в деятельности психолога ЭПП посвящена работа Ю.С. Шойгу и М.В. Филипповой (2015). Однако в целом эта тема освещена недостаточно.

На сегодняшний день не существует отдельного этического кодекса психолога экстренной психоло­гической помощи. Вместе с тем, экстренная психо­логическая помощь является особой сферой пси­хологической практики [см., например, 1, 2, 3, 5]. Основными задачами являются:

  • работа с острыми реакциями на стресс, направ­ленность на регуляцию психофизиологического состояния клиента [5];
  • восстановление контакта в поддерживающей, по­нимающей, ненасильственной манере;
  • повышение чувства безопасности;
  • помощь в выявлении нужд и потребностей, кото­рые у человека появились вследствие переживае­мой ситуации;
  • практическое и информационное сопровождение, связанное с удовлетворением актуальных нужд;
  • поддержка системы социальных связей, включая системы социальной поддержки, семью, друзей, соседей, доступные ресурсы;
  • поддержка адаптивных стратегий копинга, способ­ствующих удовлетворению потребностей в само­эффективности, компетентности;
  • информирование о способах эффективного совладания с психологическими последствиями чрезвычайной ситуации;
  • информирование о возможностях получения до­полнительной помощи в случае необходимости [6].

Эти задачи и особенности деятельности по их ре­ализации имеют следствия для представлений об эти­ке экстренной психологической помощи. Рассмотрим специфические особенности оказания экстренной психологической помощи и этические составляющие, с ними связанные.

  1. Работа с людьми, непосредственно пережива­ющими психотравмирующее событие. Представле­ние о клиенте.

Психолог, оказывающий экстренную психологи­ческую помощь, имеет дело с острыми реакциями на стресс, которые в своем выражении могут выходить за рамки общепринятых норм поведения. В сфере экстренной психологической помощи пострадавший не рассматривается как «пациент», как человек, апри­ори имеющий проблему [6]. C таким видением кли­ента тесно связана специфика прочтения принципа уважения, неизменно включаемого как в отечествен­ные, так и зарубежные этические кодексы.

В частности, социально-демографический состав потерпевших в ходе чрезвычайного происшествия может быть весьма неоднородным. В связи с этим особенно значимым оказывается пункт 1.1 этичес­кого кодекса РПО, согласно которому «психолог с равным уважением относится к людям вне зависи­мости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических воз­можностей и других оснований».

Так, например, в зоне поражения вследствие тер­рористического акта могут оказаться состоятельный бизнесмен, человек без определенного места житель­ства, представители той же этнической группы или вероисповедания, к которой принадлежал преступ­ник. В такой многоплановой ситуации, где сталки­ваются различные предпочтения, ценности, соб­ственные тревоги и страхи, предубеждения, крайне важно то, насколько психолог может остаться бес­пристрастным, не допустить предвзятого отношения к клиенту (пункт 1.ii), избежать дискриминации (пункт 1.iii). Ведь согласно федеральному закону, любой человек имеет право на получение бесплатной экстренной психологической помощи.

Одним из этических вопросов, возникающих в связи с этим, можно считать действие в ситуации по­нимания специалистом собственной предвзятости, невозможности равного уважения. Эти темы долж­ны прорабатываться в ходе супервизий и в личной терапии, а также становиться специальным предме­том осмысления в программах подготовки специа­листов.

Помимо традиционно звучащих норм уважения достоинства, прав и свобод личности вне зависимос­ти от каких бы то ни было оснований, с этим принци­пом тесно связано уважение к актуальному состоянию клиента, к индивидуальным и культурным различиям в проявлениях острого стресса. Данный пункт кодекса диктует особенности служебного поведения, начиная с внешнего вида и заканчивая реакцией на острые эмоциональные вспышки пострадавших. Согласно принципу ответственности (пункту ii), «Психолог дол­жен осознавать специфику взаимодействия с Кли­ентом и вытекающую из этого ответственность». Так, неприемлемым оказывается яркий макияж, вызыва­ющие элементы одежды, диссонирующие с состоя­нием клиента и способные спровоцировать агрессив­ную или истероидную реакцию пострадавших и родственников. Напротив, опознавательные жилеты, особая форма одежды может способствовать выде­лению фигуры психолога в хаосе пространства чрез­вычайной ситуации, делая его более дифференциро­ванным и понятным.

Пример: психологи оказывали экстренную психо­логическую помощь в школе по поводу гибели обу­чающегося. Специалисты заходят в школу в своей одежде делового стиля, соответствующей случаю. Молодой сотрудник психологической службы совер­шил серьезную ошибку, придя в школу в одежде, ор­наментированной черепами.

Организация экстренной помощи опирается на понимание, что переживание чрезвычайной ситуации может вызвать широкий спектр острых реакций. В этом смысле агрессия, истероидность и другие про­явления должны приниматься спокойно и рассмат­риваться как нормальные реакции на ненормальные обстоятельства.

С этой специфичной особенностью острого акту­ального состояния связано раскрытие этического принципа уважения. Например, одной из реакций на воздействие чрезвычайной, кризисной человека си­туации является агрессия. В обыденной жизни чело­веку бывает сложно выдержать агрессивную реакцию на себя, не реагировать на нее агрессией или отстра­нением. Психологу, оказывающему экстренную пси­хологическую помощь, требуется понимание этой реакции, умение работать с ней, уважение к клиенту.

Кроме того, многие пострадавшие могут испыты­вать страх и другие сильные переживания. Чрезвы­чайное происшествие, сильная стрессовая ситуация резко снижает наше чувство безопасности, предска­зуемости мира, переживания возможности контроля над своей жизнью и самоэффективности. Процедура информирования клиентов о возможных реакциях, чувствах, которые они могут переживать, не только снижает степень возбуждения, стресса, но и способ­ствует реализации этического принципа самоопре­деления клиента, его автономии за счет повышения ресурса ментализации, понимания себя и пережива­емой ситуации.

Во время мероприятий по оказанию кризисной и экстренной психологической помощи должны учиты­ваться культурные и религиозные различия людей, переживших психотравмирующую ситуацию. Напри­мер, в случае сопровождения несовершеннолетних в траурных мероприятиях важно учитывать, не проти­воречат ли ритуальные действия культурным и рели­гиозным традициям. Так, на траурных мероприятиях во время отпевания часть класса может подождать у входа в церковь и присутствовать только на граждан­ской панихиде.

Полезно понимать, что культурные различия мо­гут наблюдаться даже в рамках одной национально­сти, что предполагает необходимость изучения куль­турных установок и внимательного наблюдения за особенностями эмоциональных и поведенческих про­явлений и принятых форм переживания.

Таким образом, сама организация экстренной психологической помощи базируется на этических принципах уважения к клиенту, его чувствам, реакци­ям, переживаниям. Не порицая и не отрицая, она спо­собствует восстановлению, совладанию и посттрав­матическому росту. В этом смысле, найденные и отработанные в практике экстренной психологичес­кой помощи формы становятся надежным контейне­ром для острых процессов и переживаний, связанных с острой травмой.

  1. Бригадный подход и включенность в междис­циплинарную, межведомственную систему.

Экстренная психологическая помощь осуществля­ется в системе межведомственного взаимодействия. Это работа в команде специалистов различных про­филей. В связи с этой особенностью работы психо­лога экстренной психологической помощи особую значимость приобретает принцип компетентности, точнее пункт 2.1 (iv ) «В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность по­мочь».

Первостепенной является задача координации действий психолога с работой других специалистов (врачей, спасателей, пожарных и др.). Например, пси­хологу, осуществляющему оказание экстренной по­мощи несовершеннолетним, пережившим психотрав­мирующее событие, необходимо координировать (в том числе согласовывать) свою работу (помимо ро­дителей (законных представителей) ребенка) с рабо­той в отношении несовершеннолетних со стороны ме­дицинских работников, иногда спасателей, представителей Следственного комитета, полиции, специалистов Комиссий по делам несовершеннолет­них и защите их прав, педагогов, администрации об­разовательной организации и пр.

Эффективность работы кризисного психолога во многом зависит от понимания организационного кон­текста, существующих процедур, доступных служб поддержки, точности информации о том, что будет происходить, где и как могут быть получены те или иные услуги.

Сбор и обеспечение клиента этой информацией является одним из ведущих факторов адаптивного совладания с чрезвычайной ситуацией [4]. Ошибкой психолога является противопоставление себя по­страдавшим. С первых минут вхождения в школу пси­хологи, оказывающие экстренную психологическую помощь, должны вливаться, встраиваться в существу­ющую систему, не нарушая ее жизнеспособности и жизнедеятельности.

Работа по оказанию экстренной психологической помощи зачастую осуществляется группой специали­стов. С этим связаны и системные аспекты функцио­нирования группы, требования к сплоченности и гиб­кости самой системы команды психологов. Особое значение приобретает иерархия, налаженная систе­ма взаимодействия в команде. Оперативная группа становится единым целым и должна выполнять четко поставленные задачи.

В поле оказания помощи оказываются не только специалисты различных помогающих профессий, но и журналисты, освещающие происшествие. При вза­имодействии со СМИ необходимо предоставление информации безоценочным и экологичным для всех участников способом. Следует учитывать целый ряд пунктов этического кодекса, касающихся конфиден­циальности (особенно в случае несовершеннолетних, не всегда (впервые в жизни столкнувшихся с кризис­ной ситуацией), понимающих последствия того или иного высказывания, заявления, произнесенного для широкой аудитории). Принцип конфиденциальности, прежде всего, связан с целями обеспечения защиты, достоинства и благополучия клиентов. Хотя в боль­шинстве случаев представители СМИ действуют кор­ректно, к сожалению, иногда встречаются самые изощренные случаи «охоты за информацией».

  1. Мобильность.

Работа психолога зачастую осуществляется либо на месте чрезвычайной, кризисной ситуации, либо на базе организации (учреждение здравоохранения, образовательная организация, иное гос. учреждение), привлеченной для ликвидации последствий экстре­мальной ситуации; организации помощи в кризисной ситуации. Полевая работа и особенности такого сеттинга имеют следствия как для консультативного про­цесса, так и для этических аспектов работы.

Согласно пункту VI принципа конфиденциальнос­ти, «клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц», одна­ко зачастую работа психолога проходит в общем про­странстве. Тем не менее, пространство для работы должно быть организовано. И не только пространство работы, но и пространство жизни специалистов. На­пример, питание и отдых психологов должны осуще­ствляться в закрытом для пострадавших простран­стве, чтобы не искушать и не спровоцировать эмоциональные реакции типа «у нас горе, а они тут отдыхают и чай пьют».

  1. Особые требования к профессиональным и лич­ностным качествам психолога.

Работа специалиста экстренной психологической помощи предполагает гибкость в принятии решений (например, план работы с пострадавшими может кор­ректироваться несколько раз в течение дня в связи с особенностями протекания острых стрессовых реак­ций, недостатком, переизбытком информации, необ­ходимостью ее верификации) и вариативность форм работы (в зависимости от специфики ситуации, мес­та оказания экстренной психологической помощи, возраста пострадавших).

Отмечается затрудненность в планировании про­фессиональной деятельности (экстренные и кризис­ные ситуации возникают неожиданно, специалисту необходимо планировать свою деятельность с посто­янным учетом риска возникновения экстренных си­туаций в любой период времени). В связи с этим существуют требования к профессиональному обра­зованию и специальному обучению в области экстрен­ной психологической помощи, а также непрерывно­му повышению квалификации. Каждый случай уника­лен, поэтому важно, чтобы психолог экстренной психологической помощи был достаточно гибким.

Для повышения эффективности деятельности психологи оперативной группы, как правило, рабо­тают в парах, куда входят опытный и более молодой психолог Такая стратегия зарекомендовала себя как эффективная в целях обучения и обеспечения ком­петентной работы. Менее опытному психологу пре­доставляется возможность вести работу, но в случа­ях затруднений более опытный психолог должен иметь возможность вовремя подключиться и скоррек­тировать ситуацию.

Чувство поддержки, возможность получения помо­щи и обратной связи являются неотъемлемыми со­ставляющими безопасного для психологов и клиен­тов приобретения опыта в сложной деятельности экстренной психологической помощи и отражает организационный аспект реализации принципа про­фессионализма этического кодекса психолога экст­ренной психологической помощи.

  1. Повышенное стрессовое воздействие на лич­ность самого психолога.

Оказание экстренной психологической помощи, особенно в период острых стрессовых реакций боль­шому количеству вовлеченных в переживание психо­травмирующего события, может вызвать чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряже­ние у психолога. Некомфортные условия труда — не­достаток удобных помещений для работы, невозмож- ность/сокращение перерывов на отдых и прием пищи, повышенный фон эмоциогенных воздействий — так­же может приводить к истощению ресурсов специа­листа. Требования сохранения профессионализма, а также забота о психическом здоровье сотрудников и клиентов диктует особую организацию работы Служ­бы экстренной психологической помощи, в процесс деятельности которой заложен обязательный шеринг после мероприятия и супервизии.

  1. Работа с группой.

Часто работа психолога в рамках оказания экст­ренной психологической помощи происходит с груп­пой (учащихся, родителей, детей, пострадавших при ЧС, и др.). В связи с этим особую значимость приоб­ретает принцип ответственности, согласно которому «Психолог должен помнить о своих профессиональ­ных и научных обязательствах перед своими клиен­тами, перед профессиональным сообществом и об­ществом в целом», психолог должен воздерживаться от публичных оценок.

Пример: одной из реакций горя является поиск виноватого. При возникновении таких вопросов пси­хологу следует сгладить ситуацию: «Идет следствие (разбирательство). Пока заключения нет, мы пока не можем говорить о причине произошедшего».

Специалисты, проводящие мероприятий по ока­занию экстренной психологической помощи, в значи­тельной степени вовлечены в обеспечение этичного и понимающего поведения в группе. Понимая и про­водя информирование о логике переживания, о том, как по-разному могут проявляться чувства, психолог вносит вклад в культуру этического поведения и про­водит профилактику девиаций в группе. Так, помимо принятых в культуре реакций печали, плача на смерть близкого, в некоторых случаях возможны в качестве первичной реакции и другие формы проявления горевания, например, смех или бравада.

Пример: после смерти одноклассника все ребята были подавлены. Только одна девочка не только не демонстрировала признаков горя и печали, но посто­янно шутила и смеялась. Учительницу разозлило та­кое поведение, и она назвала девочку «эмоциональ­ным уродом». Нетипичные эмоциональные реакции нередки. Этот случай показывает необходимость пси­хологического просвещения, в т. ч. ближайшего окру­жения людей, переживающих психотравмирующее событие.

Информирование о том, что человек может сме­яться и таким образом выражать страх, что это может происходить по разным причинам — например, в силу культурной нормы, что «мужчины не плачут», — при­водит к тому, что члены группы с гораздо большей кор­ректностью относятся друг к другу, к нетипичным ре­акциям на острую стрессовую ситуацию. Причем эта информация должна быть донесена не только непо­средственно в группе пострадавших, но и представ­лена ближнему кругу вовлеченных в переживание пси­хотравмирующей ситуации с целью получения корректной реакции и взаимной поддержки постра­давших.

Принятие этических решений и этические дилеммы

Пункт 3.3. принципа ответственности касается ре­шения этических дилемм. «Психолог должен осо­знавать возможность возникновения этических ди­лемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим во­просам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отра­женных в Этическом кодексе».

Ответственная практика предполагает, что дей­ствия психолога являются обоснованными, поддер­живаются интервизиями и супервизиями, что психо­лог осведомлен о научно-практических инновациях и подходах, проходит непрерывный процесс самоисследования и работы над собой (в частности, соб­ственную терапию), а также открыт множественности ответов на этические вопросы [8]. Последнее приоб­ретает особую значимость, учитывая многочисленные этические дилеммы, с которыми сталкивается психо­лог экстренной психологической помощи.

Как правило, этические кодексы профессиональ­ных организаций являются общими и неспецифичны­ми. Поэтому от собственного этического сознания психолога и его навыков решения этических проблем зависит то, как наполняются и переводятся на прак­тику общие положения. По точному замечанию Welfel (2006) [цит. по 7], этический кодекс меньше всего на­поминает кулинарную книгу готовых рецептов про­фессионального поведения психолога. Скорее он предназначен для общего руководства и ориентации специалиста в этическом поле профессиональной деятельности. Handelsman, Gottlieb, Knapp (2005) под­черкивают, что становление этического самосознания специалиста предполагает нечто большее, чем чет­кое следование правилам [цит. по 7].

Конкретная ситуация клиента может быть уникаль­ной и требовать своего собственного этического ре­шения. Неудивительно, что процесс решения специ­алистом этической дилеммы выделяется сегодня в отдельную сферу и широко обсуждается [7, 8].

Заключение

Проблематика профессиональной этики находит­ся сегодня на подъеме как в России, так и за рубе­жом. Появляются этические кодексы психологов раз­ных направлений и типов работы. Экстренная психологическая помощь, оказываемая в ситуации страдания, кризиса, чрезвычайного происшествия, обладает рядом особенностей, которые выводят на первый план тот арсенал внутренних средств, кото­рыми психолог может руководствоваться для эффек­тивной работы. Среди них оказываются знание и при­знание этических норм и навыки решения этических дилемм, которые могут оказываться чрезвычайно ос­трыми и значимыми в период кризиса.

Мы полагаем, что экстренная психологическая помощь уже в должной мере выделилась как отдель­ная область, чтобы разработать и осмыслить соб­ственный этический кодекс, который бы учитывал спе­цифику работы.