Все основные профессиональные организации в области психического здоровья обладают своими этическими кодексами. Дополнительно специальные кодексы могут касаться сфер практики, которые недостаточно освещены в основном кодексе. Например, помимо центрального этического кодекса Американской психологической ассоциацией приняты также этические кодексы психотерапии с людьми нетрадиционной сексуальной ориентации (АРА, 2000), руководство по оказанию психологических услуг лицам, принадлежащим к другим этническим, лингвистическим, культурным группам (АРА, 1993), и др. [7, 10].
Основной целью этического кодекса является защита благополучия клиента и специалиста путем выявления принципов, которыми можно руководствоваться в разрешении моральных проблем.
Выделяются несколько задач этических кодексов:
- информирование специалистов о правильном и приемлемом этическом поведении (знание и осмысление этих стандартов может помочь психологу расширить свое профессиональное сознание и прояснить собственные ценности и установки в работе);
- этические стандарты представляют механизм обеспечения ответственности и профессиональной подотчетности (специалисты не только сами обязаны соблюдать этические принципы и нормы, но и побуждаются к поддержке этического поведения коллег; в этом смысле, лучшая забота о благополучии клиента связана с практикой в духе этического кодекса);
- этический кодекс служит катализатором совершенствования практики, в частности, в процессе интерпретации и применения положений кодекса к конкретному случаю, а также при разрешении этических проблем [7].
В проекте федерального закона о психологической помощи населению Российской Федерации (http: //www.psychologos.ru/articles/view/federalnyy-zakon-o-psihologicheskoy-pomoschi-naseleniyu-v-rossiyskoy-federacii) экстренная психологическая помощь выделяется в качестве одной из основных форм помощи и описывается как «направленная на коррекцию актуального эмоционального состояния пострадавших и носящая завершенный характер, непосредственно на месте события оказывается: лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях физически, материально, психологически; членам семей, другим родственникам и иным лицам, имеющим личные отношения с пострадавшими и погибшими при чрезвычайных ситуациях; очевидцам чрезвычайных ситуаций, находящимся в непосредственной близости к зоне чрезвычайных ситуаций; специалистам, участвующим в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
Согласно закону города Москвы «О психологической помощи населению в городе Москве» от 7 октября 2009 года №43 (http://msph.ru/?pagejd=5885), экстренная психологическая помощь представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:
- оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;
- профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества».
Интересно, что ряд этических норм представлен в основных принципах деятельности по оказанию психологической помощи (см. статью 4 федерального закона). Аналогично и в законе о психологической помощи города Москвы в статье 5 «Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве» приводятся нормы конфиденциальности, добровольности, профессионализма, являющиеся центральными в этических кодексах.
Статья 18 пункт 4.8 федерального закона обязывает специалиста соблюдать профессиональный кодекс этики психолога. На сегодняшний день основным этическим кодексом психолога, принятым в России, является кодекс Российского психологического общества (2012). Он охватывает все виды и формы деятельности психолога и включает те же основные принципы, которые приводятся в этическом кодексе европейского психологического сообщества (www.efpa.eu/ethics/ethical-codes), во многом также повторяя этический кодекс Американской психологической ассоциации.
К основополагающим относятся принципы уважения, компетентности, ответственности и честности. Кроме того, был разработан кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071519/ #ixzz55k3E0fdg). Проблеме этики в деятельности психолога ЭПП посвящена работа Ю.С. Шойгу и М.В. Филипповой (2015). Однако в целом эта тема освещена недостаточно.
На сегодняшний день не существует отдельного этического кодекса психолога экстренной психологической помощи. Вместе с тем, экстренная психологическая помощь является особой сферой психологической практики [см., например, 1, 2, 3, 5]. Основными задачами являются:
- работа с острыми реакциями на стресс, направленность на регуляцию психофизиологического состояния клиента [5];
- восстановление контакта в поддерживающей, понимающей, ненасильственной манере;
- повышение чувства безопасности;
- помощь в выявлении нужд и потребностей, которые у человека появились вследствие переживаемой ситуации;
- практическое и информационное сопровождение, связанное с удовлетворением актуальных нужд;
- поддержка системы социальных связей, включая системы социальной поддержки, семью, друзей, соседей, доступные ресурсы;
- поддержка адаптивных стратегий копинга, способствующих удовлетворению потребностей в самоэффективности, компетентности;
- информирование о способах эффективного совладания с психологическими последствиями чрезвычайной ситуации;
- информирование о возможностях получения дополнительной помощи в случае необходимости [6].
Эти задачи и особенности деятельности по их реализации имеют следствия для представлений об этике экстренной психологической помощи. Рассмотрим специфические особенности оказания экстренной психологической помощи и этические составляющие, с ними связанные.
- Работа с людьми, непосредственно переживающими психотравмирующее событие. Представление о клиенте.
Психолог, оказывающий экстренную психологическую помощь, имеет дело с острыми реакциями на стресс, которые в своем выражении могут выходить за рамки общепринятых норм поведения. В сфере экстренной психологической помощи пострадавший не рассматривается как «пациент», как человек, априори имеющий проблему [6]. C таким видением клиента тесно связана специфика прочтения принципа уважения, неизменно включаемого как в отечественные, так и зарубежные этические кодексы.
В частности, социально-демографический состав потерпевших в ходе чрезвычайного происшествия может быть весьма неоднородным. В связи с этим особенно значимым оказывается пункт 1.1 этического кодекса РПО, согласно которому «психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований».
Так, например, в зоне поражения вследствие террористического акта могут оказаться состоятельный бизнесмен, человек без определенного места жительства, представители той же этнической группы или вероисповедания, к которой принадлежал преступник. В такой многоплановой ситуации, где сталкиваются различные предпочтения, ценности, собственные тревоги и страхи, предубеждения, крайне важно то, насколько психолог может остаться беспристрастным, не допустить предвзятого отношения к клиенту (пункт 1.ii), избежать дискриминации (пункт 1.iii). Ведь согласно федеральному закону, любой человек имеет право на получение бесплатной экстренной психологической помощи.
Одним из этических вопросов, возникающих в связи с этим, можно считать действие в ситуации понимания специалистом собственной предвзятости, невозможности равного уважения. Эти темы должны прорабатываться в ходе супервизий и в личной терапии, а также становиться специальным предметом осмысления в программах подготовки специалистов.
Помимо традиционно звучащих норм уважения достоинства, прав и свобод личности вне зависимости от каких бы то ни было оснований, с этим принципом тесно связано уважение к актуальному состоянию клиента, к индивидуальным и культурным различиям в проявлениях острого стресса. Данный пункт кодекса диктует особенности служебного поведения, начиная с внешнего вида и заканчивая реакцией на острые эмоциональные вспышки пострадавших. Согласно принципу ответственности (пункту ii), «Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность». Так, неприемлемым оказывается яркий макияж, вызывающие элементы одежды, диссонирующие с состоянием клиента и способные спровоцировать агрессивную или истероидную реакцию пострадавших и родственников. Напротив, опознавательные жилеты, особая форма одежды может способствовать выделению фигуры психолога в хаосе пространства чрезвычайной ситуации, делая его более дифференцированным и понятным.
Пример: психологи оказывали экстренную психологическую помощь в школе по поводу гибели обучающегося. Специалисты заходят в школу в своей одежде делового стиля, соответствующей случаю. Молодой сотрудник психологической службы совершил серьезную ошибку, придя в школу в одежде, орнаментированной черепами.
Организация экстренной помощи опирается на понимание, что переживание чрезвычайной ситуации может вызвать широкий спектр острых реакций. В этом смысле агрессия, истероидность и другие проявления должны приниматься спокойно и рассматриваться как нормальные реакции на ненормальные обстоятельства.
С этой специфичной особенностью острого актуального состояния связано раскрытие этического принципа уважения. Например, одной из реакций на воздействие чрезвычайной, кризисной человека ситуации является агрессия. В обыденной жизни человеку бывает сложно выдержать агрессивную реакцию на себя, не реагировать на нее агрессией или отстранением. Психологу, оказывающему экстренную психологическую помощь, требуется понимание этой реакции, умение работать с ней, уважение к клиенту.
Кроме того, многие пострадавшие могут испытывать страх и другие сильные переживания. Чрезвычайное происшествие, сильная стрессовая ситуация резко снижает наше чувство безопасности, предсказуемости мира, переживания возможности контроля над своей жизнью и самоэффективности. Процедура информирования клиентов о возможных реакциях, чувствах, которые они могут переживать, не только снижает степень возбуждения, стресса, но и способствует реализации этического принципа самоопределения клиента, его автономии за счет повышения ресурса ментализации, понимания себя и переживаемой ситуации.
Во время мероприятий по оказанию кризисной и экстренной психологической помощи должны учитываться культурные и религиозные различия людей, переживших психотравмирующую ситуацию. Например, в случае сопровождения несовершеннолетних в траурных мероприятиях важно учитывать, не противоречат ли ритуальные действия культурным и религиозным традициям. Так, на траурных мероприятиях во время отпевания часть класса может подождать у входа в церковь и присутствовать только на гражданской панихиде.
Полезно понимать, что культурные различия могут наблюдаться даже в рамках одной национальности, что предполагает необходимость изучения культурных установок и внимательного наблюдения за особенностями эмоциональных и поведенческих проявлений и принятых форм переживания.
Таким образом, сама организация экстренной психологической помощи базируется на этических принципах уважения к клиенту, его чувствам, реакциям, переживаниям. Не порицая и не отрицая, она способствует восстановлению, совладанию и посттравматическому росту. В этом смысле, найденные и отработанные в практике экстренной психологической помощи формы становятся надежным контейнером для острых процессов и переживаний, связанных с острой травмой.
- Бригадный подход и включенность в междисциплинарную, межведомственную систему.
Экстренная психологическая помощь осуществляется в системе межведомственного взаимодействия. Это работа в команде специалистов различных профилей. В связи с этой особенностью работы психолога экстренной психологической помощи особую значимость приобретает принцип компетентности, точнее пункт 2.1 (iv ) «В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь».
Первостепенной является задача координации действий психолога с работой других специалистов (врачей, спасателей, пожарных и др.). Например, психологу, осуществляющему оказание экстренной помощи несовершеннолетним, пережившим психотравмирующее событие, необходимо координировать (в том числе согласовывать) свою работу (помимо родителей (законных представителей) ребенка) с работой в отношении несовершеннолетних со стороны медицинских работников, иногда спасателей, представителей Следственного комитета, полиции, специалистов Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, педагогов, администрации образовательной организации и пр.
Эффективность работы кризисного психолога во многом зависит от понимания организационного контекста, существующих процедур, доступных служб поддержки, точности информации о том, что будет происходить, где и как могут быть получены те или иные услуги.
Сбор и обеспечение клиента этой информацией является одним из ведущих факторов адаптивного совладания с чрезвычайной ситуацией [4]. Ошибкой психолога является противопоставление себя пострадавшим. С первых минут вхождения в школу психологи, оказывающие экстренную психологическую помощь, должны вливаться, встраиваться в существующую систему, не нарушая ее жизнеспособности и жизнедеятельности.
Работа по оказанию экстренной психологической помощи зачастую осуществляется группой специалистов. С этим связаны и системные аспекты функционирования группы, требования к сплоченности и гибкости самой системы команды психологов. Особое значение приобретает иерархия, налаженная система взаимодействия в команде. Оперативная группа становится единым целым и должна выполнять четко поставленные задачи.
В поле оказания помощи оказываются не только специалисты различных помогающих профессий, но и журналисты, освещающие происшествие. При взаимодействии со СМИ необходимо предоставление информации безоценочным и экологичным для всех участников способом. Следует учитывать целый ряд пунктов этического кодекса, касающихся конфиденциальности (особенно в случае несовершеннолетних, не всегда (впервые в жизни столкнувшихся с кризисной ситуацией), понимающих последствия того или иного высказывания, заявления, произнесенного для широкой аудитории). Принцип конфиденциальности, прежде всего, связан с целями обеспечения защиты, достоинства и благополучия клиентов. Хотя в большинстве случаев представители СМИ действуют корректно, к сожалению, иногда встречаются самые изощренные случаи «охоты за информацией».
- Мобильность.
Работа психолога зачастую осуществляется либо на месте чрезвычайной, кризисной ситуации, либо на базе организации (учреждение здравоохранения, образовательная организация, иное гос. учреждение), привлеченной для ликвидации последствий экстремальной ситуации; организации помощи в кризисной ситуации. Полевая работа и особенности такого сеттинга имеют следствия как для консультативного процесса, так и для этических аспектов работы.
Согласно пункту VI принципа конфиденциальности, «клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц», однако зачастую работа психолога проходит в общем пространстве. Тем не менее, пространство для работы должно быть организовано. И не только пространство работы, но и пространство жизни специалистов. Например, питание и отдых психологов должны осуществляться в закрытом для пострадавших пространстве, чтобы не искушать и не спровоцировать эмоциональные реакции типа «у нас горе, а они тут отдыхают и чай пьют».
- Особые требования к профессиональным и личностным качествам психолога.
Работа специалиста экстренной психологической помощи предполагает гибкость в принятии решений (например, план работы с пострадавшими может корректироваться несколько раз в течение дня в связи с особенностями протекания острых стрессовых реакций, недостатком, переизбытком информации, необходимостью ее верификации) и вариативность форм работы (в зависимости от специфики ситуации, места оказания экстренной психологической помощи, возраста пострадавших).
Отмечается затрудненность в планировании профессиональной деятельности (экстренные и кризисные ситуации возникают неожиданно, специалисту необходимо планировать свою деятельность с постоянным учетом риска возникновения экстренных ситуаций в любой период времени). В связи с этим существуют требования к профессиональному образованию и специальному обучению в области экстренной психологической помощи, а также непрерывному повышению квалификации. Каждый случай уникален, поэтому важно, чтобы психолог экстренной психологической помощи был достаточно гибким.
Для повышения эффективности деятельности психологи оперативной группы, как правило, работают в парах, куда входят опытный и более молодой психолог Такая стратегия зарекомендовала себя как эффективная в целях обучения и обеспечения компетентной работы. Менее опытному психологу предоставляется возможность вести работу, но в случаях затруднений более опытный психолог должен иметь возможность вовремя подключиться и скорректировать ситуацию.
Чувство поддержки, возможность получения помощи и обратной связи являются неотъемлемыми составляющими безопасного для психологов и клиентов приобретения опыта в сложной деятельности экстренной психологической помощи и отражает организационный аспект реализации принципа профессионализма этического кодекса психолога экстренной психологической помощи.
- Повышенное стрессовое воздействие на личность самого психолога.
Оказание экстренной психологической помощи, особенно в период острых стрессовых реакций большому количеству вовлеченных в переживание психотравмирующего события, может вызвать чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение у психолога. Некомфортные условия труда — недостаток удобных помещений для работы, невозмож- ность/сокращение перерывов на отдых и прием пищи, повышенный фон эмоциогенных воздействий — также может приводить к истощению ресурсов специалиста. Требования сохранения профессионализма, а также забота о психическом здоровье сотрудников и клиентов диктует особую организацию работы Службы экстренной психологической помощи, в процесс деятельности которой заложен обязательный шеринг после мероприятия и супервизии.
- Работа с группой.
Часто работа психолога в рамках оказания экстренной психологической помощи происходит с группой (учащихся, родителей, детей, пострадавших при ЧС, и др.). В связи с этим особую значимость приобретает принцип ответственности, согласно которому «Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом», психолог должен воздерживаться от публичных оценок.
Пример: одной из реакций горя является поиск виноватого. При возникновении таких вопросов психологу следует сгладить ситуацию: «Идет следствие (разбирательство). Пока заключения нет, мы пока не можем говорить о причине произошедшего».
Специалисты, проводящие мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи, в значительной степени вовлечены в обеспечение этичного и понимающего поведения в группе. Понимая и проводя информирование о логике переживания, о том, как по-разному могут проявляться чувства, психолог вносит вклад в культуру этического поведения и проводит профилактику девиаций в группе. Так, помимо принятых в культуре реакций печали, плача на смерть близкого, в некоторых случаях возможны в качестве первичной реакции и другие формы проявления горевания, например, смех или бравада.
Пример: после смерти одноклассника все ребята были подавлены. Только одна девочка не только не демонстрировала признаков горя и печали, но постоянно шутила и смеялась. Учительницу разозлило такое поведение, и она назвала девочку «эмоциональным уродом». Нетипичные эмоциональные реакции нередки. Этот случай показывает необходимость психологического просвещения, в т. ч. ближайшего окружения людей, переживающих психотравмирующее событие.
Информирование о том, что человек может смеяться и таким образом выражать страх, что это может происходить по разным причинам — например, в силу культурной нормы, что «мужчины не плачут», — приводит к тому, что члены группы с гораздо большей корректностью относятся друг к другу, к нетипичным реакциям на острую стрессовую ситуацию. Причем эта информация должна быть донесена не только непосредственно в группе пострадавших, но и представлена ближнему кругу вовлеченных в переживание психотравмирующей ситуации с целью получения корректной реакции и взаимной поддержки пострадавших.
Принятие этических решений и этические дилеммы
Пункт 3.3. принципа ответственности касается решения этических дилемм. «Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе».
Ответственная практика предполагает, что действия психолога являются обоснованными, поддерживаются интервизиями и супервизиями, что психолог осведомлен о научно-практических инновациях и подходах, проходит непрерывный процесс самоисследования и работы над собой (в частности, собственную терапию), а также открыт множественности ответов на этические вопросы [8]. Последнее приобретает особую значимость, учитывая многочисленные этические дилеммы, с которыми сталкивается психолог экстренной психологической помощи.
Как правило, этические кодексы профессиональных организаций являются общими и неспецифичными. Поэтому от собственного этического сознания психолога и его навыков решения этических проблем зависит то, как наполняются и переводятся на практику общие положения. По точному замечанию Welfel (2006) [цит. по 7], этический кодекс меньше всего напоминает кулинарную книгу готовых рецептов профессионального поведения психолога. Скорее он предназначен для общего руководства и ориентации специалиста в этическом поле профессиональной деятельности. Handelsman, Gottlieb, Knapp (2005) подчеркивают, что становление этического самосознания специалиста предполагает нечто большее, чем четкое следование правилам [цит. по 7].
Конкретная ситуация клиента может быть уникальной и требовать своего собственного этического решения. Неудивительно, что процесс решения специалистом этической дилеммы выделяется сегодня в отдельную сферу и широко обсуждается [7, 8].
Заключение
Проблематика профессиональной этики находится сегодня на подъеме как в России, так и за рубежом. Появляются этические кодексы психологов разных направлений и типов работы. Экстренная психологическая помощь, оказываемая в ситуации страдания, кризиса, чрезвычайного происшествия, обладает рядом особенностей, которые выводят на первый план тот арсенал внутренних средств, которыми психолог может руководствоваться для эффективной работы. Среди них оказываются знание и признание этических норм и навыки решения этических дилемм, которые могут оказываться чрезвычайно острыми и значимыми в период кризиса.
Мы полагаем, что экстренная психологическая помощь уже в должной мере выделилась как отдельная область, чтобы разработать и осмыслить собственный этический кодекс, который бы учитывал специфику работы.