Понятие переживания. Трехмерная модель переживаний. Понятие переживания является на сегодняшний день довольно размытым и не входит в строгий тезаурус современной психологии. Этимологически русское слово «переживание», как и его немецкие прототипы das Erleben, das Erlebniss, образовано от корня «жизнь», «жить». Английский термин experience означает одновременно и переживание, и опыт и этимологически выражает скорее идею испытания. В англоязычной литературе это понятие также не отличается строгостью, четкостью и однозначностью.
Одним из популярных современных подходов к переживанию, опирающимся на идеи Дж. Дьюи, выступает теория аутотелических переживаний (потока) М. Чиксентмихайи [10; 12]. Под аутотелической деятельностью и аутотелическими переживаниями в этом подходе понимаются самодостаточные формы активности и переживания, служащие обоснованием самим себе. Именно определенные переживания, а не цели рассматриваются Чиксентмихайи как системообразующие элементы системы саморегуляции деятельности [13]. Как показывают многочисленные исследования в разных культурах, сами аутотелические переживания (переживания потока) феноменологически очень схожи независимо от того, что их вызывает, а виды деятельности, в которых возможно их достижение, существенно различаются в разных культурах и у разных индивидов.
М. Чиксентмихайи определяет поток как оптимальное переживание. Вместе с тем по мере развития исследований встал вопрос о критериях оптимальности переживания потока с учетом того, что переживания потока описаны не только в творчестве, профессиональной деятельности, спорте, самосовершенствовании и подобных осмысленных занятиях, но и в криминальных и паракриминальных занятиях, таких как поджоги, мотогонки без правил и с риском для окружающих и др., особенно у подростков.
С целью уточнения критериев оптимальности переживания потока и соотнесения его с другими видами переживаний нами была разработана и операционализирована трехмерная комбинаторная модель переживаний в деятельности [3; 4]. Эта модель разрабатывалась в 2006-2007 гг. в продуктивных обсуждениях с М. Чиксентмихайи и Дж. Накамурой.
Говоря об оптимальности, можно иметь в виду по меньшей мере одно из трех значений этого понятия.
Во-первых, оптимальность может пониматься как результативность, достижение предметного результата, который может быть использован далее самим субъектом или другими людьми. Это объективный критерий, не зависящий от тех чувств, которые вызывает деятельность у субъекта; в этом смысле оптимальным может быть и тяжелый подневольный труд.
Во-вторых, оптимальность подразумевает позитивный эмоциональный баланс, максимизацию положительных эмоций и минимизацию отрицательных. В этом смысле оптимальным будет являться все то, что человек делает с удовольствием, а неоптимальным — все, что делается через силу и вызывает смешанные или отрицательные эмоции, независимо от степени успешности или целесообразности этого.
В-третьих, оптимальность предполагает включенность в смысловые контексты своей жизни, жизни других людей и общества в целом, связь с прошлым и будущим, другими словами — осмысленность. В этом смысле оптимальным будет являться действие, включенное в более широкую перспективу, а изолированное, ни с чем не связанное действие оптимальным не будет.
В соответствии с этим мы предлагаем понимать переживание как субъективную репрезентацию соотнесения текущей деятельности с каждым из этих трех критериев и с ними всеми вместе. Переживание всегда актуально, всегда в настоящем. В соответствии с этой трехмерной моделью в любом переживании, сопровождающем деятельность, выделяются три элементарных кирпичика, выражающих соответствие деятельности каждому из трех описанных критериев: усилие, удовольствие и смысл. Переживание усилия говорит нам о результативности деятельности, переживание удовольствия — о ее приятности и переживание смысла — о ее включенности в более широкие контексты. Отсутствие всех трех компонентов проявляется в переживании пустоты, которую М. Чиксентмихайи описывает как психическую энтропию, ощущение пребывания жертвой неконтролируемых процессов.
Наряду с выделением трех элементарных составляющих переживания в деятельности комбинаторная модель описывает все их возможные сочетания. Сочетание удовольствия со смыслом образует комплексное переживание радости, смысла с усилием — комплексное переживание ответственности и удовольствия с усилием — комплексное переживание потока. Сочетание всех трех компонентов усилия, удовольствия и смысла образует подлинно оптимальное переживание — переживание увлеченности, описанное Дж. Накамурой и М. Чиксентмихайи в 2000-е гг. [14].
Для операционализации этой модели первым автором в 2012—2013 гг. была разработана методика диагностики переживаний в деятельности (ДПД). Она содержит 12 пунктов, описывающих возможные переживания, сопровождающие то или иное занятие, которое указывается в инструкции. Целесообразно давать методику минимум дважды для разных занятий, например «выполнение повседневных профессиональных обязанностей» и «любимое занятие в свободное время». Опрашиваемым предлагается оценить по шкале от 1 до 6 типичность данного переживания для данного вида деятельности (см. табл. 1). Из 12 пунктов методики 3 относятся к усилию («Занимаясь этим, я прилагаю немало сил»), 3 — к удовольствию («Я наслаждаюсь этим занятием»), 3 — к смыслу («Я знаю, ради чего я это делаю») и 3 — к пустоте («Во время этого я не испытываю никаких чувств»).
В данной статье описывается первый цикл апробации методики ДПД на материале переживаний, сопровождающих учебную деятельность. В настоящее время методика получила применение на самом разном материале [1; 5; 8].
Исследование 1. Психометрическая валидизация опросника ДПД (Д.А. Леонтьев, С.Ш. Досумова)
Цель: проверить психометрические характеристики опросника ДПД, соотнести его результаты с релевантными личностными переменными.
Участники: студенты 1-го курса факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, п=83 (из них 76 женщин); средний возраст — 18,2±0,82.
Деятельность: повседневные учебные занятия.
Дополнительно к методике «Переживания в учебной деятельности» использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера ШУДЖ [7], дающая общую ретроспективную оценку удовлетворенности жизнью в целом (5 пунктов), Тест смысложизненных ориентаций СЖО [2], позволяющий оценить меру осмысленности жизни (20 пунктов), Опросник общей самоэффективности ООСЭ [11], оценивающий субъективное ощущение достаточности своих способностей для достижения стоящих целей (10 пунктов), и Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта ШПАНА [6], дающая оценки частоты положительных и отрицательных эмоций за последнее время (20 пунктов).
Результаты:
Все четыре показателя ДПД распределены нормально. Консистентность субшкал (альфа Кронбаха): Смысл 0,84; Удовольствие 0,84; Усилие 0,62; Пустота 0,72.
Конструктная валидность. В табл. 2 приведены значения линейных корреляций между субшкалами ДПД (мы не выделяли отдельно шкалу пустоты, поскольку в ЭФА она не выделилась в отдельный фактор) и личностными переменными.
Из табл. 2 видно, что шкалы «Смысл» и «Удовольствие» обнаруживают сильную корреляцию между собой, а шкала «Усилие» связана с обеими незначимо. Корреляции шкал ДПД с личностными переменными вполне предсказуемы, хотя мы ожидали, что «Усилие» будет больше связано с «Самоэффективностью», «Смысл» — с «Осмысленностью», а «Удовольствие» — с «Позитивным аффектом», чем с другими шкалами; эти ожидания не подтвердились. Возможно, чрезмерное слияние «Удовольствия» и «Смысла» связано со спецификой выборки и оцениваемой деятельности. Предварительно мы можем заключить, что теоретическое различение удовольствия, смысла и усилия как трех изменений переживания в деятельности оправдало себя даже с учетом сильной корреляции удовольствия и смысла.
Исследование 2. Сравнение переживаний в разных видах деятельности (Д.А. Леонтьев и Ф.Р. Рзаева)
Цель: сравнение переживаний в разных видах деятельности.
Участники: студенты разных факультетов МГУ, посещающие факультативный курс психологии, n =74 (59 женщин); средний возраст — 21,3 ± 1,60.
Деятельность: повседневные учебные занятия (УД), любимая досуговая деятельность (ДД).
Дополнительно использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера ШУДЖ, Тест смысложизненных ориентаций СЖО, Опросник общей самоэффективности ООСЭ.
Результаты:
Оба вида деятельности различаются по структуре корреляций разных переживаний между собой (табл. 3). Разные переживания в ДД независимы друг от друга (единственная значимая корреляция — смысл и удовольствие, p<0,01). Напротив, в УД разные переживания значимо коррелируют между собой в 4 случаях из 6, что говорит о взаимосвязанности разных переживаний. Наконец, не было выявлено ни одной значимой корреляции между переживаниями, даже однородными, относящимся к разным видам деятельности. Это подтверждает, что переживания в нашем понимании являются элементами именно структуры деятельности, а не структуры личности.
Оба вида деятельности различаются и по структуре корреляций переживаний в них с личностными переменными, которые, в свою очередь, тесно связаны между собой (табл. 4). Переживание удовольствия в УД значимо коррелирует с удовлетворенностью жизнью, переживание смысла — с осмысленностью жизни и самоэффективностью, переживание пустоты — со всеми тремя переменными (отрицательно). Переживания в ДД, напротив, никак не связаны с личностными переменными.
Наконец, мы прямо сравнили однородные переживания в обоих видах деятельности по t-критерию Стьюдента. В согласии с нашими ожиданиями и приведенными выше результатами переживания в УД и ДД значимо различались по всем четырем шкалам. Переживания в ДД предсказуемо характеризовались намного более высоким уровнем удовольствия (t = 12,09, p < 0,001, d = 2,14), низким уровнем пустоты (t = 8,56, p < 0,001, d = 1,44) и усилия (t = 4,83, p < 0,001, d = 0,74) и лишь немного более высокой осмысленностью (t = 2,50, p < 0,05, d = 0,39) по сравнению с учебой. Видимо, в отличие от досуга, где выбор каждого действия осуществляется самим студентом, учебная деятельность нередко включает задачи, смысл которых студенту неочевиден, что и выражается в снижении переживания осмысленности процесса учебы по сравнению с хобби.
Исследование 3. Связь переживаний в учебной деятельности с чертами личности и академической успеваемостью (Е.Н. Осин, В.В. Бобров)
Цель: выявить связь переживаний с показателями успеваемости и базовых черт личности.
Участники: 71 студент 2-го курса естественно-научного факультета одного из университетов Москвы, в том числе 32,4% мужчин и 67,6% женщин, в возрасте от 18 до 20 лет. Для возможности соотнесения с показателями успеваемости в анкете участники указывали псевдоним, а настоящее имя — на листе, который сдавался отдельно.
Деятельность: повседневные учебные занятия (УД).
Дополнительно использовался опросник BFQ-2 [9], измеряющий черты «Большой пятерки» и включающий шкалу лжи. Были также получены данные об академической успеваемости (кумулятивный рейтинговый балл по итогам учебного года).
Результаты.
Корреляции ДПД с показателями других методик представлены в табл. 5. Переживания удовольствия и смысла оказались прямо, а показатели пустоты — с обратным знаком связаны с показателями адаптивных черт (экстраверсии, доброжелательности, добросовестности и открытости). Ни одно из переживаний не связано значимо с нейротизмом, а переживание усилия не связано ни с одной из базовых черт, за исключением обратной связи с социальной желательностью: склонность приукрашивать себя сочетается с нежеланием выкладываться в учебе. Лишь переживание удовольствия обнаружило связь с показателем успеваемости; соответствующая связь для осмысленности не достигла статистической достоверности (г = 0,23, p = 0,067).
Исследование 4. Проверка надежности методики и связи переживаний с показателями психологического благополучия на объединенной выборке (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев)
Цель: выявить структуру и надежность методики ДПД с помощью КФА, выявить связь переживаний с показателями субъективного благополучия.
Участники: 227 студентов гуманитарных и естественно-научных факультетов одного из университетов Москвы, в том числе 20,1% мужчин и 79,9% женщин, в возрасте от 17 до 23 лет.
Деятельность: повседневные учебные занятия (УД).
Дополнительно использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера ШУДЖ, Тест смысложизненных ориентаций СЖО, Опросник общей самоэффективности ООСЭ.
Результаты 1. Соединение повторяющихся элементов трех описанных выше исследований в единую выборку позволило получить массив данных, допускающий применение более продвинутых методов обработки. Для проверки гипотезы о структуре методики был использован конфирматорный факторный анализ в пакете Mplus 7.4 с использованием робастной статистики MLR. Исходная теоретическая модель показала отличное соответствие данным (см. рис. 1). Показатели удовольствия и смысла были тесно связаны друг с другом и демонстрировали мощные отрицательные связи с показателем пустоты. В свою очередь, показатель усилия демонстрировал крайне слабые связи с тремя другими показателями, не достигшие статистической достоверности.
Описательные статистики по шкалам ДПД и показатели внутренней согласованности шкал, оцененные на основе параметров факторной модели (р Райкова) и наблюдаемых баллов, представлены в табл. 6. Распределения баллов были близкими к нормальному виду (показатели асимметрии не превышали 0,90, эксцесса — 0,65). Показатели надежности более чем удовлетворительны.
Результаты 2. В табл. 7 представлены обобщенные корреляции шкал опросника ДПД с тремя показателями психологического благополучия. Переживания удовольствия и осмысленности демонстрируют предсказуемые прямые связи (а показатель пустоты — обратные связи) с индикаторами благополучия (удовлетворенность жизнью, осмысленность жизни, общая самоэффективность). Это говорит о конвергентной валидности показателей удовольствия и осмысленности учебы и позволяет использовать их как компактные непрямые показатели общего благополучия учащихся.
Для проверки гипотезы о специфике связей отдельных компонентов оптимального переживания учебы с индикаторами общего психологического благополучия мы провели множественный регрессионный анализ, результаты которого представлены в табл. 8.
И удовольствие, и смысл оказались статистически достоверными предикторами общей удовлетворенности жизнью и осмысленности жизни. Этот результат говорит о том, что удовольствие от учебы может быть наиболее ярким, но недостаточным феноменологическим индикатором благополучного протеканияучебного процесса без учета переживаемой осмысленности учебы.
При контроле удовольствия и смысла усилие обратно связано с индикаторами благополучия. Можно предположить, что более выраженное переживание усилия возникает как у студентов, которые не справляются с учебой, так и у студентов, которые осознанно жертвуют ради учебы удовлетворением других своих жизненных потребностей. В пользу такой интерпретации говорит практически нулевая связь показателя усилия с успеваемостью. Для того чтобы проверить эту гипотезу, необходимы исследования на более обширных выборках с использованием индикаторов субъективной и объективной успеваемости, учебной мотивации, выгорания.
Обсуждение результатов и выводы. Четыре описанных исследования представляют собой только часть собранных к настоящему времени данных по исследованию переживаний, сопровождающих разные виды деятельности и коммуникативных ситуаций. Они позволяют говорить о надежности, валидности и эвристичности опросника переживаний в деятельности, основанного на трехмерной модели переживаний. В частности, из приведенных данных можно сделать следующие выводы:
Данные по опроснику ДПД согласуются с трехмерной моделью переживаний, включающей удовольствие, смысл и усилие как три их измерения; соответствие данных структурной модели и другие психометрические характеристики методики на материале учебной деятельности более чем удовлетворительны.
Шкалы методики не полностью независимы друг от друга, в частности, переживания удовольствия и смысла как в учебной, так и в досуговой деятельности сильно коррелируют между собой. Переживание пустоты как отсутствия удовольствия, смысла и усилия обычно отрицательно коррелирует с удовольствием и смыслом, однако сила этих корреляций зависит от специфики деятельности. Переживание усилия не связано значимо с остальными аспектами переживания.
Степень выраженности различных переживаний различается в разных видах деятельности.
Переживания в УД (но не в ДД) значимо коррелируют с базовыми чертами личности и характеристиками психологического благополучия, переживание удовольствия в УД предсказывает академическую успеваемость.
Ограничениями приведенных исследований является малый объем выборки, особенно в части индикаторов успеваемости. Исследования на базе новой методики продолжают разворачиваться. В числе идущих в настоящее время работ — более подробное изучение взаимоотношений между мотивацией и переживаниями в учебной деятельности, в том числе в диахроническом аспекте, исследование переживаний в одиночестве и в социальной ситуации в зависимости от отношения к одиночеству и др. Отдельно ведется изучение взаимоотношений между переживаниями удовольствия и смысла в разных видах деятельности. Мы полагаем, что представленный простой и надежный диагностический инструмент найдет широкое применение как в исследовательском, так и в прикладном контексте.