Введение

Риск — неотъемлемая часть человеческого существования и необхо­димое условие развития личности [Бек, 2000]. Сегодня и в отечествен­ной, и зарубежной науке всё больше внимания уделяется проблеме он­лайн-рисков, возникающих в процессе деятельности и общения в Ин­тернете [Finkelhor, 2012; Livingstone, 2012; Soldatova, Zotova, 2013]. По данным исследования Фонда Развития Интернет (прим.: далее — Фон­да), как минимум, половина российских школьников в 2013 г. сталкива­лись с различными онлайн-рисками [Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013]. Спектр проблем, с которыми дети и подростки имеют дело в Сети, довольно широкий: от поломок программ и устройств до пре­следований и сексуальных домогательств. По результатам исследования Фонда, современные школьники достаточно сильно переживают столкновение с онлайн-рисками, но при этом взрослые крайне плохо осведомлены об этих проблемах [Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013]. В связи с этим перед специалистами встаёт новая профессио­нальная задача — оказание психологической, педагогической и инфор­мационной поддержки детям и подросткам, столкнувшимся с онлайн- рисками.

Для решения этой задачи в 2009 году по инициативе Еврокомиссии стартовала программа «Безопасный Интернет», в рамках которой в 31 европейской стране были созданы специализированные центры, от­ветственные за обеспечение безопасного и ответственного использова­ния детьми Интернета и мобильных устройств (Safer Internet Centres). Работа центров реализуется по ряду направлений: информирование на­селения о потенциальных рисках и способах обеспечения безопасности в Интернете; персональное консультирование детей, родителей и учи­телей о том, как обеспечить безопасность в Сети; мониторинг противо­правного контента в Интернете и СМИ.

В России эти функции выполняет Линия помощи «Дети Онлайн», созданная в рамках Года безопасного Интернета в 2009 году Фондом Развития Интернет. В настоящее время работа Линии помощи осуще­ствляется сотрудниками Фонда и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке компаний МТС и МГТС. За первые 5 лет работы операторами Линии помощи было принято 7236 звонков, обработано более 3117 электронных обращений.

Линия помощи «Дети онлайн» — это не только служба психологичес­кого консультирования, но и уникальный источник информации о рис­ках, с которыми юные пользователи сталкиваются в Сети. Данные эмпи­рических опросов позволяют измерить частоту столкновения детей и подростков с различными проблемами в Интернете, но этого недостаточ­но для того, чтобы оценить их последствия. В то же время анализ обраще­ний на Линию помощи дает возможность увидеть результаты столкнове­ния с онлайн-угрозами, определить их реальный диапазон и динамику. В связи с нами был проведен качественный и количественный анализ об­ращений, поступивших на Линию помощи за 5 лет ее существования.

На основе анализа эмпирических данных исследований и обраще­ний на Линию помощи, Фондом создана рабочая классификация он­лайн-рисков, которая использовалась при классификации обращений. Все онлайн-риски разделяются на 4 категории: коммуникационные, технические, контентные и потребительские риски, соответствующие четырём основным сферам деятельности в Интернете. В отдельную ка­тегорию выделяются обращения, связанные с интернет-зависимостью [Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013]. Также в соответствии с со­держанием запроса обращения были разделены ещё на две категории: запросы по факту столкновения с проблемой и запросы на профилакти­ку онлайн-рисков. По каждой категории обращений подсчитывались частоты как в абсолютных, так и в относительных показателях. Помимо этого, была проанализирована динамика обращений на Линию помощи за 5 лет, а также проведено сравнение половозрастных групп (совершен­нолетние и несовершеннолетние, мужчины и женщины).

 

Коммуникация: зона повышенной опасности

По данным исследований Фонда, основное место, где дети и подро­стки сталкиваются с коммуникационными рисками, — это социальные сети. Хотя по данным опросов российские школьники сталкиваются с коммуникационными рисками существенно реже, чем с контентными или техническими, проблемы, возникшие в процессе онлайн обще­ния, — это основная причина обращений на Линию помощи «Дети Он­лайн» [Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013]. На долю таких обра­щений приходится более трети всех звонков и сообщений (35%) (рис. 1). Данный факт позволяет говорить о том, что столкновение с коммуника­ционными рисками — наиболее серьёзная проблема для детей и подро­стков и, по сравнению с другими типами онлайн-рисков, чаще причиня­ет ощутимый вред. Отчасти это обусловлено тем, что проблемы, связан­ные с онлайн-общением, не имеют простых и надёжных технических ре­шений. Антивирусы и программы фильтрации не могут защитить ребён­ка от травли или сексуальных домогательств. Кроме того, с коммуника­ционными рисками сложнее справиться самостоятельно.

Наиболее распространённые виды коммуникационных рисков — это кибертравля или кибербуллинг (16% всех обращений по коммуни­кационным рискам) и различные формы сексуальных домогательств: секстинг, грумминг, онлайн-знакомства (28% всех обращений по ком­муникационным рискам) (рис. 2).

Коммуникационные риски — один из наиболее быстро эволюцио­нирующих типов онлайн-рисков. Каждый год на Линию помощи по­ступают обращения в связи с новыми видами коммуникационных уг­роз, которые связаны с репутацией в социальных сетях, общением с не­знакомцами, участием в потенциально опасных социальных группах. На их долю приходится 34% всех обращений по коммуникационным рискам, причём от детей они исходят примерно в два раза чаще, чем от взрослых. Статистика Линии помощи показывает, что большая часть родителей недооценивает потенциальные угрозы, связанные с общени­ем в Сети.

С годами количество обращений, связанных с коммуникационными рисками, неуклонно растёт — за 5 лет число таких обращений выросло в 12 раз. Если в 2010 году количество запросов, связанных с коммуника­ционными рисками, составляло около 20% от общего числа запросов, то в 2014 году их доля возросла до 50% (рис. 3). Увеличение числа обра­щений происходит в основном за счёт детей и подростков. В 2014 году количество обращений несовершеннолетних превысило количество об­ращений взрослых в два раза. Учитывая динамику обращений на Ли­нию помощи, а также существующие тренды развития социальных се­тей, можно предположить, что в ближайшей перспективе количество столкновений детей с коммуникационными рисками будет расти.

 

Технические аспекты: зона контролируемых рисков

Понятие технических рисков подразумевает повреждение устройств, имеющихся на них информации и программного обеспечения, а также кражу персональных данных в результате действия вредоносных про­грамм [Солдатова, Рассказова, Лебешева и др., 2013].

По данным исследований Фонда, это один из наиболее распростра­нённых онлайн-рисков. Ежегодно с ним сталкивается, как минимум, половина российских школьников [Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013]. На долю технических рисков приходится примерно треть всех обращений на Линию помощи (31%), и это соотношение сохраня­ется на протяжении всех 5 лет существования проекта (рис. 3).

Общее количество обращений по техническим рискам растет про­порционально росту аудитории Линии помощи: за 5 лет оно увеличи­лось примерно в 6 раз. Динамика различных видов технических рисков неоднородна. Число обращений, связанных со столкновением с вредо­носными программами, постепенно снижается, с освоением новых ус­тройств и приложений — растет, а со взломом аккаунтов и кражей пер­сональных данных — остается постоянным.

Один из наиболее распространенных видов технических рисков — столкновение с вредоносными программами. По данным исследова­ний Фонда, более трети российских школьников (37%) ежегодно сталкиваются с этой проблемой в Сети (рис. 4). По статистике Линии помощи, на долю звонков и сообщений по этой проблеме приходится почти четверть (23%) всех обращений по техническим рискам. Чаще всего абоненты Линии помощи сталкиваются с вредоносными про­граммами при скачивании нелегального контента (приложений, игр, мультимедийных файлов и т.д.). Однако в некоторых случаях ситуация может быть сложнее — так, с помощью вредоносных программ мо­шенники могут вымогать у пользователей деньги, запугивая их угро­жающими сообщениями.

Хотя в 2014 году в Интернете было обнаружено более 123 млн. новых уникальных вредоносных объектов, количество обращений по данному типу рисков начиная с 2012 года постепенно снижается [Гарнаева, Че­бышев, Маркушин и др., 2014]. Этот факт может свидетельствовать о росте осведомленности российских пользователей об этих угрозах и способах защиты от них. Как показывают результаты исследований Фонда, 83% родителей, имеющих детей подросткового возраста, ис­пользуют антивирусные программы [Солдатова, Рассказова, 2014; Сол­датова, Нестик, Рассказова и др., 2013].

Ещё один распространённый вид технических рисков — взлом акка­унтов и потеря персональной информации. Каждое четвертое обраще­ние по техническим рискам на Линию помощи связано с кражей лич­ных данных. Знание простых правил безопасности в большинстве слу­чаев позволило бы избежать этой проблемы, однако далеко не все рос­сийские подростки осознают необходимость защиты персональных данных и ведут себя в Сети достаточно легкомысленно. Исследования Фонда говорят о том, что каждый третий российский школьник готов поделиться личной информацией о себе в социальных сетях, и почти половина из них давала свой пароль друзьям или родственникам [Сол­датова, Олькина, 2015].

С 2010 по 2014 год в 10 раз выросло число обращений детей и взрос­лых по проблемам, возникающим в процессе освоения новых уст­ройств, приложений и онлайн-сервисов. Сегодня оно составляет около трети (29%) всех обращений по техническим рискам (рис. 5).

Неопытному пользователю бывает трудно понять, в какую именно службу поддержки ему необходимо обратиться в той или иной ситуа­ции. «У меня не работает Интернет, я не понимаю, что происходит, и не знаю, что мне делать, к кому обратиться?» — примерно с такими запро­сами нередко приходится работать операторам Линии помощи. Основ­ная причина таких обращений — низкий уровень цифровой компетент­ности пользователей. Главная задача операторов в такой ситуации — помочь преодолеть чувство беспомощности, разобраться в проблеме и найти возможные пути решения.

С вопросами технического характера на Линию помощи обраща­ются и дети, и взрослые. При этом взрослые довольно часто просят помочь в решении проблемы, с которой столкнулись они сами, а не дети. Такая картина характерна именно для этого типа рисков. И дети, и родители, как правило, обращаются на Линию уже после возникно­вения проблемы (80% случаев). Запросов на профилактику по данно­му типу рисков относительно мало, и исходят они в 1,5 раза чаще от детей, чем от взрослых.

За последние 3 года количество обращений от детей, связанных с техническими типами рисков, возросло почти в 10 раз. Школьники ак­тивнее, чем их родители, осваивают новые устройства и приложения, чувствуют себя в Интернете более уверенными и самостоятельными, поэтому они оказываются в состоянии сами позаботиться о своей безо­пасности. Все вместе это позволяет охарактеризовать техническую сфе­ру как зону относительно контролируемых рисков.

 

Контент: зона повышенного внимания родителей

Контентные риски возникают в результате использования разме­щенных в Сети материалов, содержащих незаконную или потенциаль­но опасную информацию. Столкновение с негативным контентом — самый распространенный тип онлайн-рисков.

По данным исследований Фонда, каждый второй школьник стал­кивается в Сети с негативным контентом (52%) [Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013]. Тем не менее, за 5 лет с этой проблемой к опе­раторам Линии помощи обратились всего 28 детей, что составляет ме­нее 1% всех обращений. Как можно объяснить это расхождение? Очевидно, что дети и взрослые по-разному воспринимают и оценива­ют контентные риски. Для школьников характерен упрощенно-поло­жительный образ Интернета, поэтому они склонны недооценивать негативное влияние информации, размещенной в Сети [Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013]. Взрослые, напротив, склонны пере­оценивать угрозы, исходящие от онлайн-контента: каждый десятый родитель обращается на Линию помощи с вопросом о контентных ри­сках (11%) (рис. 6).

Более трети обращений на Линию помощи по контентным рискам связано с порнографией (37%) (рис. 6). По данным опросов Фонда, в 2013 году каждый третий подросток (35%) хотя бы раз сталкивался в Сети с материалами сексуального характера [Солдатова, Нестик, Рас­сказова и др., 2013]. Тем не менее школьники крайне редко обращают­ся с этой проблемой на Линию помощи. Как правило, их запросы со­держат обеспокоенность не за себя, а за своих младших братьев и сестер. Большинство обращений по данному вопросу поступает от родителей.

Обращения по другим видам негативного контента довольно редки. На долю информации, содержащей жестокость, насилие и агрессию, прихо­дится всего 7% обращений по контентным рискам, хотя, по данным опро­сов, как минимум треть школьников хотя бы однажды сталкивалась с этим видом контента в Интернете. 17% обращений касаются пропаганды нар­котиков, алкоголя, сигарет, самоубийств, опасных способов похудания.

Почему одни виды контента беспокоят родителей больше, чем дру­гие? Хотя школьники примерно с одинаковой частотой сталкиваются в Сети как с порнографией, так и с информацией, содержащей жесто­кость, насилие и агрессию, количество обращений на Линию помощи, которые касаются материалов сексуального характера, почти в 6 раз превышает число сообщений про жестокость и насилие (рис. 7). Воз­можно, это связано с тем, что представления родителей о негативном контенте основываются на стереотипах общественного сознания. Кста­ти, пик обращений по контентным рискам пришелся на 2013 год, когда в российском обществе обсуждался Федеральный закон «О защите де­тей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Родители также часто обращаются по вопросам технической защиты от вредоносной информации. На их долю приходится почти половина обра­щений на Линию помощи, связанных с контентными рисками (41%), что примерно в два раза выше, чем по другим типам онлайн-угроз.

Хотя сегодня существуют технические решения, позволяющие хотя бы частично оградить детей от нежелательного контента, лишь 8% взрослых знают о программах контентной фильтрации и родительского контроля [Солдатова, Рассказова, 2014; Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013]. Опыт работы Линии помощи свидетельствует: взрослых, прежде всего, беспокоит контент, затрагивающий темы, о которых они не готовы говорить со своими детьми. Родителям проще незаметно сле­дить за ребёнком, используя программы контроля, чем поговорить с ре­бенком на «запретные темы».

Судя по количеству обращений на Линию помощи, вред от столкно­вения с негативным контентом не так велик, как принято думать. Тем не менее, взрослых эта проблема беспокоит, поэтому они уделяют по­вышенное внимание ресурсам, которые посещают их дети.

 

Потребление: зона потенциальных угроз

Понятие потребительских рисков включает приобретение некачест­венной или контрафактной продукции, потерю денежных средств и хи­щение персональной информации в процессе интернет-шоппинга [Солдатова, Зотова, Лебешева и др., 2013].

Несмотря на невысокий уровень потребительской онлайн активнос­ти, российские подростки чаще, чем их родители, сталкиваются с различ­ными видами мошенничества. Каждый четвертый школьник сталкивал­ся в Сети с фишингом («выуживанием» персональных данных), а каждый десятый — с кражей денежных средств [Солдатова, Шляпников, 2014; Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013]. Доля обращений на Линию помощи, связанных с потребительскими рисками, составляет всего 11%. Причем взрослые звонят по этим вопросам в два раза чаще, чем дети, и гораздо чаще они сообщают о своих собственных проблемах.

Основная причина обращений — мобильное мошенничество (35%) (рис. 8). Доля обращений, связанных с другими видами онлайн-мошен­ничества, составляет 28%. Каждое десятое обращение связано с про­блемами, возникшими в ходе приобретения товаров и услуг в Интерне­те (13%).

Доля запросов на профилактику потребительских рисков относи­тельно невелика и составляет всего лишь пятую часть от общего числа обращений (21%). Абонентов Линии помощи в первую очередь интере­суют вопросы возврата потерянных денег и возможности блокировки смс-сообщений с коротких номеров.

Количество обращений на Линию помощи, связанных с потреби­тельскими рисками, остается относительно постоянным на протяже­нии всех 5 лет. Однако, низкий уровень потребительской активности школьников означает отсутствие опыта, необходимого для формирова­ния компетентности в этой сфере. В условиях быстрого развития элек­тронной коммерции можно прогнозировать рост обращений по данно­му типу рисков.

Интернет-зависимость: зона свободы от реальности

Отдельная тема обращений на Линию помощи — интернет-зависи­мость и чрезмерное использование цифровых устройств. Количество таких обращений невелико, но стабильно на протяжении 5 лет работы проекта: оно составляет примерно десятую часть всех запросов (9%).

По данным опросов Фонда, почти половина российских детей и подростков (43%) отмечают у себя как минимум один из симптомов, свидетельствующих о чрезмерном использовании Интернета [Солдато­ва, Рассказова, Лебешева и др., 2013]. Чаще всего (67%) на Линию по­мощи обращаются в ситуации, когда у пользователя наблюдается сразу несколько симптомов интернет-зависимости. По данным исследова­ний Фонда, у каждого десятого школьника в России (11%) наблюдает­ся подобная картина [Солдатова, Рассказова, Лебешева и др., 2013; Солдатова, Рассказова,2013].

Наиболее распространенный симптом чрезмерной увлеченности Интернетом — это потеря контроля в Сети. По данным исследований, этот симптом наблюдается у 43% российских школьников. Другой рас­пространенный симптом — синдром отмены, с которым, по данным Фонда Развития Интернет, сталкивается более половины российских школьников (52%). Наиболее серьезный симптом интернет-зависимо­сти — это «замена реальности». По данным опросов, он встречается у четверти российских подростков. Его основные проявления — прене­брежение учебой или работой, семьей и домашними обязанностями, личной гигиеной, сном и питанием, а также сокращение социальных контактов [Солдатова, Рассказова, Лебешева и др., 2013].

Чрезмерная увлеченность Интернетом сопряжена с другими видами рисков, в том числе: потерей денег, столкновением с негативным кон­тентом, общением с незнакомцами, вовлечением в группы антисоци­альной направленности, формированием суицидальных мыслей. Под­ростки с интернет-зависимостью, как правило, используют любую воз­можность, чтобы выйти в Сеть: врут родителям, воруют деньги.

Чаще всего на Линию помощи обращаются по проблеме игровой за­висимости (42%). Также среди подростков распространено чрезмерное увлечение социальными сетями и медиаресурсами. Практи­чески любой онлайн-ресурс может способствовать развитию своей спе­цифической формы интернет-зависимости, даже Википедия.

В подавляющем большинстве случаев по вопросам зависимости на Линию помощи обращаются взрослые (72%). Часто запрос исходит не от родителей, а от других членов семьи: бабушек и дедушек, тётей и дя­дей, старших братьев и сестёр, а в некоторых случаях даже от супругов и детей.

Исследования показывают, что выраженность симптомов интернет­зависимости увеличивается с возрастом [Солдатова, Рассказова, Лебешева и др., 2013]. Это подтверждается статистикой обращений на Ли­нию помощи. По вопросам чрезмерного увлечения цифровыми устрой­ствами чаще всего обращаются родители старших подростков, студен­тов и даже взрослых людей. Однако есть и противоположная тенденция: в последнее время участились обращения родителей детей дошкольно­го возраста, которых беспокоит чрезмерное увлечение детей цифровы­ми устройствами.

Анализ обращений на Линию помощи позволяет выделить некото­рые причины формирования чрезмерной увлеченности Интернетом. Большинство родителей отмечает проблемы в отношениях со сверстни­ками, отсутствие друзей, дефицит общения. Однако трудно сделать од­нозначный вывод, является ли социальная изоляция причиной или ре­зультатом чрезмерной увлеченности Интернетом.

Нередко запрос исходит из неполных семей или семей, в которых ре­бёнок воспитывается не родителями, а другими членами семьи. Можно предположить, что чаще интернет-зависимость возникает в тех семьях, где у ребенка не складываются отношения с родителями, когда они в силу разных жизненных обстоятельств не могут или не хотят быть ря­дом с ребенком, когда они подают дурной пример, сами увлекаясь он­лайн-играми.

По сравнению с другими типами рисков, достаточно много родите­лей (33%), обращаются по вопросам профилактики интернет-зависи­мости, что свидетельствует о росте осведомленности взрослых о данной проблеме. Родители интересуются техническими и педагогическими способами предотвращения зависимости от цифровых устройств. Взрослые задают как конкретные вопросы, например, как заблокиро­вать конкретную программу или сколько времени ребенку можно про­водить за компьютером, так и общие: как бороться с желанием постоян­но быть в Сети?

Большинство обращений по вопросам интернет-зависимости посту­пает на Линию помощи из регионов, что связано с недостатком квали­фицированных специалистов, способных справляться с этой пробле­мой. Результаты исследований показывают, что во многих крупных рос­сийских городах проблема интернет-зависимости стоит острее, чем в Москве [Солдатова, Рассказова, Лебешева и др., 2013]. В этой ситуации Линия помощи оказывается едва ли не единственным местом, где роди­тели могут получить консультацию по данной проблеме.

Таким образом, интернет-зависимость — это самостоятельный тип рисков, с которым сталкивается достаточно большое количество поль­зователей Интернета. Пока еще невозможно сказать, является ли она самостоятельным психическим расстройством или это следствие других проблем. Но очевидно, что Интернет, как насыщенное информацион­но-коммуникационное пространство, способствует формированию тенденции к бегству от реальности в иллюзорные виртуальные миры, характерной для подросткового возраста.

 

Выводы

Анализ статистики обращений на Линию помощи позволяет проран- жировать онлайн-риски по значимости представляемых ими угроз для де­тей. Первые места в этом списке занимают коммуникационные (35% обра­щений) и технические риски (31% обращений). Далее следуют контентные (14%) и потребительские риски (11%), а также чрезмерная увлечённость Интернетом (9%). Полученные результаты в совокупности с данными дру­гих исследований позволяют рассматривать коммуникационные риски как наиболее значимую угрозу современного Интернета.

Статистика обращений на Линию помощи свидетельствует о том, что дети и родители по-разному воспринимают онлайн-угрозы.

Подростков больше всего беспокоят коммуникационные риски (кибербуллинг, секстинг, грумминг и т.д.), тогда как взрослые больше озабочены чрезмерной увлечённостью Интернетом и интересом де­тей к «взрослому контенту». Это недопонимание может приводить к выбору неэффективных стратегий медиации: родители, в первую оче­редь, стремятся контролировать время, которое дети проводят в Ин­тернете, и посещаемые ими ресурсы, и гораздо меньше думают о том, с кем они общаются.

Обнаруженное нами расхождение между частотой столкновений и частотой обращений на Линию помощи по различным типам он­лайн-рисков указывает на неоднозначное соотношение понятий «риск» и «вред». Столкновение с проблемой в Интернете не всегда причиняет вред ребенку. Каждый второй российский школьник еже­годно сталкивается с контентными рисками, но лишь единицы из них обращаются на Линию помощи. Подавляющее большинство обраща­ющихся на Линию помощи по контентным рискам — взрослые. С коммуникационными рисками дети и подростки, напротив, сталки­ваются в два раза реже, чем с контентными, а обращаются на Линию помощи в два раза чаще.

Динамика обращений на Линию помощи за прошедшие 5 лет поз­воляет выявить некоторые закономерности эволюции онлайн-рисков. Во-первых, меняется значимость различных типов рисков: доля обра­щений по коммуникационным рискам неуклонно растет, по техничес­ким и потребительским — остается неизменной, по контентным — со­кращается. Во-вторых, непрерывное развитие ИКТ ведёт к усложнению проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки, а также возник­новению новых рисков, связанных с неосторожным обращением с пер­сональными данными, с негативным контентом, создаваемым несовер­шеннолетними пользователями, с освоением новых цифровых уст­ройств и приложений.

Как показывает статистика Линии помощи «Дети онлайн», юные пользователи постоянно сталкиваются с новыми онлайн-рис­ками, а количество обращений в целом неуклонно растет. Основные проблемы, с которыми дети и подростки встречаются в Интернете, не имеют простых технических решений, а квалифицированных специалистов в данной области не хватает. В этих условиях потреб­ность в дистанционных службах, оказывающих помощь детям, под­росткам и их родителям в онлайне, будет только возрастать, а кон­сультирование по вопросам управления персональными онлайн-ри­сками, вероятно, со временем станет отдельной профессией и сфе­рой деятельности.